С просторов инета.
Нашумевшая история с краповыми беретами напомнила мне о случае, с которым я лично столкнулся в процессе работы.
Тогда мне довелось попасть в одну страну в группе специалистов, которые должны были обучить арабов войсковому ремонту и эксплуатации БМП-3.
Группа собралась достаточно большая, часть «хабиров» (специалистов) ехала на три месяца, а часть – на полгода (в числе этих счастливчиков и оказался ваш покорный слуга).
Мне попала учебная группа, которую надо было натаскать на специалистов по ремонту электро-специального оборудования БМП-3 (специалисты по ремонту ЭСО БМП-3).
И спецом у меня был майор, который первый раз попал в загранкомандировку. Сказать, что по «электрике» он был гений – это ничего не сказать. Эдакий Тесла, Вольт, Гальвани, Ампер и Эрстед в одном флаконе.
Отличный дядька, с которым было приятно работать. С трудностями мы столкнулись на первых занятиях. Сердобольный Николай (имя изменено) решил начать с азов и «напомнить» подопечным о том, что такое электрический ток.
Это был пиз@ец, товарищи… - Что такое электрический ток, господа? – перевожу я вопрос Николая к аудитории. Арабы показывают на розетку в стене учебной аудитории, и смотрят на меня, как на дикаря. Мол «и ты собрался нас чему-то учить, темнота? ».
- Хорошо, допустим. Откуда берется электрический ток? – вопрошаем мы с преподавателем. Покачивают головой, мол «ну вы вообще конечно конченые», и показывают пальцем на небо, изрекая «От Аллаха».
Из всей группы более менее шарил парень, который до этого был обычным гражданским электриком (Маджид) и капитан Касем, который в силу своего высшего образования просто был образован больше, чем все остальные.
Половина группы с трудом могла писать и читать, некоторым я лично записывал термины в их тетради по-арабски. К тому же, как я понял, группы набирали из того, что было: у нас был и артиллерист, и писарь, и пехотей, и все они ни разу не работали и не видели БМП-3, хотя на вооружении она у них стояла.
На третьем месяце обучения, наши подопечные кое-как запомнили, где в БМП тумблер включения «массы». Но это только если они сидели на месте механика-водителя.
Когда я просил их включить/выключить «массу» с брони через люк – картинка в их памяти переворачивалась вверх ногами и они щелкали все тумблера, кроме “SB” (Storage Batteries).
На четвертом месяце обучения, одного (проебщик еще тот был, худой как палка, маленький, и постоянно убегал с занятий под предлогом того, что он диабетик, и ему надо ставить укол) спросили, что за «штурвал» такой на задней балке в корме (тот, что служит для задраивания задних дверей десанта).
Он ответил, что это «руль, для того чтобы управлять машиной, когда она едет задним ходом». Я тогда чуть лоб не пробил себе ладонью. На четвертом месяце наш отличник боевой подготовки Маджид пропал и не появлялся до самого экзамена.
Как он рассказал потом, он сидел на каких-то сильных психотропных препаратах, и в один момент его «кукушка» поехала осваивать неизведанные дали. В общем, кое-как мы дошли до экзаменов. Наши преподы советской закалки начали марать бумагу каверзными вопросами, схемами и заданиями для зачета.
Мы потом ломали голову, как это все правильно перевести. В итоге все эти бумаги показали местному начальству, они цокнули языком и сказали, что «у нас не так все».
Нас попросили сделать в виде теста с вариантами ответов, и чтобы вопросы были а-ля «Где находится пушка 100 мм в БМП-3? – а) в башне, б) на гусеницах, в) в корме».
Естественно, преподаватели начали возмущаться, но наш старший сказал, что такова воля «Заказчика». Снова начался перевод бумаги, дополнительно к вопросам были сделана таблица ответов на них.
В день экзамена мы пришли принимать теоретическую часть, но нас ждал сюрприз: в каждой аудитории стоял местный офицер, держа в руках листы с ответами на вопросы, а нас попросили посидеть в нашем офисе.
Естественно, почти все написали на «отлично» (почти, потому что нашлись индивидуумы, которые даже при содействии офицеров умудрились дать неправильные ответы).
Ну а дальше, на практической части, преподам сказали их тянуть по максимуму, и на большинство ответов приходилось отвечать мне самому, типа араб это сказал и я перевожу его слова.
(и так фраза араба «я не знаю» при переводе магическим образом превращалась в «гидрообъемная передача служит для …»). Только наркоману Маджиду, который пришел после окончания практической части экзамена поставили «хорошо».
Остальные сдали все на «отлично». Ибо в данной ситуации, когда ты в гостях у «Заказчика», неудовлетворительные оценки обучаемых будут говорить о «плохом уровне преподавания».
Хотя, в принципе, когда они приезжают учиться к нам, их так же тянут. Ну нельзя же отправить араба, за обучение которого отвалили круглую сумму, обратно с плохой оценкой и без диплома.