8 марта ряд украинских каналов распространил фотографии, предположительно, упавшей бомбы в ходе одного из сбросов с самолёта оперативно-тактической авиации ВКС РФ.
Что необычного в таких бомбах?
Конструктив
Судя по представленным снимкам, по сравнению с универсальным модулем планирования и коррекции (УМПК) появился ряд изменений. Сам модуль имеет более плавный, аэродинамически правильный корпус, вероятно, снижающий сопротивление воздуха.
Также в модуле, предположительно, используется новая схема механизации со складными крыльями. По своей конструкции она напоминает крылатую ракету Х-101.
Виден, предположительно, помехозащищённый приёмник сигналов ГЛОНАСС/GPS «КОМЕТА», разработанный «ВНИИР-Прогресс».
Главное новшество относительно УМПК — реактивный двигатель и топливный бак.
Ключевые отличия УМПБ от УМПК
Первое и самое важное — дальность. Если ФАБ-250/500 с УМПК позволяли применять средства поражения с дальности 40—60 км, то применение УМПБ с топливным баком и двигателем позволит увеличить этот показатель если не вдвое, то близко к этому показателю — примерно до 80—95 км.
По сути, ВКС РФ получили аналог нескольких средств поражения стран НАТО: шведского GLSDB, американского Powered JDAM (PJDAM) и французской AASM/HAMMER.
Предназначение и эффективность
Как и американский PJDAM, российский УМПБ предназначен для поражения объектов за так называемыми зонами воспрещения доступа (A2/AD).
Во многом этому способствует наличие реактивного двигателя. С ним для ВКС РФ открываются возможности низковысотных сбросов, больше похожих на пуски крылатых ракет воздушного базирования.
Американская концепция PJDAM предполагала создание боеприпасов с дальностью 300 морских миль (555 км) при массе боевой части 226 кг, поэтому реальная дальность российской «четвертушки» может оказаться выше предполагаемых 100 км.
☝️????Это позволит ВКС значительно увеличить глубину ударов по разведанным позициям и целям ВСУ, включая эшелоны с резервами, топливом и припасами, а также ПВД личного состава на значительном удалении от линии фронта.
Отдельно стоит отметить, что американская Boeing находилась на финальной стадии испытаний PJDAM в 2022 году, однако первые серийные изделия, судя по всему, смогла получить именно Россия.