На мой взгляд дамба менее технически сложное сооружение. По сути это гигантская насыпь. Весь сектор Финского залива от дамбы до Питера глубины ничтожно малые, до 2х метров. Подгоняй самосвал за самосвалом и сыпь. Вот и вся любовь. Просто объемы перемещаемых грунтов и породы сумасшедшие. Да, в теле дамбы есть водопропускные сооружения, кажется их 6 штук. Но что они по своей сути представляют - обычный небольшой мост под которым установлены элементы блокирующие проход воды на период сгонно-нагонного движения воды из основной акватории Финского залива в сторону города из-за ветра определенного направления. Еще на нашей дамбе есть два большепролетных моста (два судопропускных сооружения) над основным фарватером и запасным. Они чуть сложнее, но по большому счету - тоже просто мосты. Под ними есть прикольные затворы маятникова типа - см фото одного их двух.
Из всей конструкции дамбы у меня пиетет вызывает лишь тоннель под основным фарватером он имеет трехполосное движение в каждом направлении, встречка разделена от обратки стеной, длиной тоннель около 2х километров и в максимально низкой точке проходит на глубине 28 метров.
Но в городе, в котором развивают подземную сеть метрополитена вот уже 70 лет и это не на столько уникальное инженерное сооружение. Просто лично у меня нет опыта строительства тоннелей.
Сложность же строительства Крымского моста была обусловлена именно большими глубинами. Мостостроителями было необходимо в крайне сжатые сроки, в любые погодные условия - сильные ветра, волнение на море, существенно меняющие уровень глубин приливы и отливы выполнять свою работу. Очень большой объем свайных работ.
В фундаментах опор автодорожного моста применены два типа свай. Буронабивные – это скважины диаметром 1200 и 1500 мм и глубиной до 57 метров, заполненные арматурой и бетонной смесью. Такой тип свай использован на таманском берегу (первые 20 опор моста) и на опоре-устое № 287 ближе к керченскому берегу. Суммарно буронабивных свай в автодорожной части 475 штук.
По остальной трассе моста фундаменты опор созданы из стальных трубчатых свай диаметром 1420 мм и толщиной стенки 16, 20 и 40 мм. Таких свай по автодорожной части – более 2500 штук. Минимальная глубина погружения составила 23,5 метра (керченская сторона), максимальная – 89 метров (Тузлинская коса). Вес всех погруженных под автодорогу трубосвай – более 12,5 тысяч тонн, а суммарная длина – более 160 километров.
Сваи, для тех кто не знает передают нагрузку от здания или сооружения на грунты способные ее нести. Т.е. у нас например в Питере скальная порода, способная нести существенную нагрузку в основном на глубинах 22-25 метров. Большие, тяжелые объекты ставят на сваи, в основном буронабивные. Такую технологию я знаю, работы по ней проводил и в качестве организатора (Заказчик -Инвестор), и в качестве контролирующего качества лица (Технический заказчик).
Для меня сложным кажется в этом типе свай два аспекта - большой диаметр и большая глубина. У меня свайное поле было с показателями свай 450 мм диаметр и 28 метров глубина. Диаметр в 1500 мм это очень много. А про глубину в 57 метров я вообще боюсь представить.
У нас максимальная длина стального проката в стране 11700 мм. Т.е. все армирование в таких сваях сплошным не сделать, оно будет иметь 5 стыковок. Сваи армируются толстыми стержнями, подозреваю, что для подобных свай диаметр арматурного стержня в 32 мм это даже ни о чем. Скорее всего густота армирования на столько мощная, что стыковку сварных арматурных каркасов можно было производить только на стыковой сварке (не внахлест стержней). Это ванная сварка. Краном подавали в устье скважины один каркас 11,7 м., погружали его, раскрепляли, подавали следующий - и держа верхний на весу краном приваривали к нижерасположенному. Точность должна быть очень высокой так как на таком плече в 50+ метров каркас на всей глубине должен не только оставаться внутри пробуренной скважины, но и иметь защитные слои (не касаться стенок скважины).
А еще больший гемор представляют для меня погружение стальных свай оболочек. Трубчатых свай. Их как сказано выше около 2500 штук, но разных по глубине погружения от 23,5 м до 89 м. Вот это ребята песец лютый. Я имел опыт работы с конструкциями отдаленно напоминающими так сказать. В своей работе мы использовали трубы тыщевки. Это водогазопроводные трубы с диаметром кажется 1050 мм. Толщину стенки не помню, но больше 12 мм. Трубы, как и все стальное длиной были 11700 мм.; Погружают такие трубы вертикально в землю высокочастотными безрезонансными вибропогружателями (виброфонсарами). И чем глубже ты эту хрень пихаешь в землю тем бОльшее сопротивление она встречает. Это только первые 3-6 метра свая оболочка "влетает" с заметной глазу скоростью. Дальше процесс превращается в сущую муку. Все вокруг гремит, дрожит, а энта гадина не лезет. Я не раз даже видел, как металл свай оболочек под колоссальной нагрузкой в точках приложения нагрузки раскалялся до красна. В моем случае, поскольку работы вели в 150 метрах от Исаакиевского собора и крайне существенное значение имели параметры вибраций, колебаний у нас не только каждые 5 метров стояли датчики вибродинамического мониторинга на всем и вся что нас окружало, но и 5-6 раз работы вынуждены были останавливать. Благо на подряде у меня был крупный Трест, который по щелчку пальцев привозил другие марки и модели вибропогружателей с других объектов (Мурманск, Архангельск, Вологда, порт Усть Луга и др) в надежде на то, что их характеристики больше подойдут. Гемор был и со стыковкой. Глубина погружения была около 25 метров, до материкового слоя, поэтому погружали один сегмент на глубину около 11 метров, надставляли другой краном, вертикально, варили вкруголя, потом приваривали внахлест еще доп. пластины, их обваривали, это все навесу и погружали уже полностью. Только это громко сказано -погружали полностью. На сколько я помню из наших попыток - около 40 свай полностью не вошла ни одна свая, глубин метров в 18-22 достигла едва половина. Дело еще и в том, что в грунте на произвольной глубине в произвольном порядке встречаются валуны. Мелкие не беда - буронабивная свая или свая оболочка в бок вытолкнет, а крупный тю тю. Если в случае с буронабивными сваями ты в него упрешься - не беда, можно поднять буровой инструмент, поменять на нем буровую голову - шарошку на другую какую нибудь более подходящую и пробуриться сквозь, то в случае со сваей оболочкой все, приплыли.
Я уебал казенных денег около 15 млн в мусор в 2008 году. И не пошла технология. Разумеется адекватные, думающие люди понимали, что моей вины не было. Я реализовывал проектное решение, которое в данном конкретном случае попросту не пошло. За тот же срок, что я промучился с 40 сваями оболочками позже я успел сделать буронабивных свай побольше 6 км.
Так что это реально сложная задача пихать такую толстую мандулу на такую глубину.
А еще с этими сваями оболочками нюанс есть. Ты не можешь ее виброфонсаром пихать-пихать и прекратить. Остановить технику и пойти обедать, или закончить рабочий день и продолжить на следующий день. В этом случае грунт сваю просто "обсосет"! Обсосет так, что потом ее ни вверх не выдернуть будет, ни в низ затолкать. А ввиду того, что скорость погружения не известна в принципе (как пойдет) можно сразу готовится к сюрпризам. Можно один сегмент было и 6 часов толкать, да не затолкать