Шедеврально:
==
ОЧЕРЕДНОЙ ПРОВАЛ ГОСУДАРСТВА
Китайский кабель стал лакмусовой бумажкой для определения качества инвестиционных проектов Китая в Беларуси.
На деньги Поднебесной, с использованием её рабочей силы, технологий строится завод по производству сульфатной беленой целлюлозы на базе Светлогорского целлюлозно-картонного комбината (ЦKK). Первоначально завод должны были запустить в конце 2015г. Потом дата переносилась несколько раз. Последняя – 7 ноября 2017г. Не факт, что к этому сроку всё будет готово. Очередной камень преткновения – электрический кабель. Китайцы зарыли его в землю, хотя он не прошёл сертификацию в Беларусь. Дело нешуточное. Если на опасном химическом производстве использовать не подходящий для этих целей кабель, весь завод может взлететь на воздух, если, не дай Бог, случится ЧП.
Речь идёт о сотнях километров кабеля. Цена вопроса - ~$50 миллионов. Более 18 месяцев представители Беларуси и Китая не могут договориться, что с ним делать. Общий объём инвестиций - $850 млн., из которых $654,2 млн. – китайский кредит по государственные гарантии Беларуси. Он был выдан в 2012г.
Оборудование поставляла австрийская группа компаний Andritz, посредник, который, как в таких случаях бывает, удовлетворяет интересы всех сторон. Типичная схема при использовании государственных денег.
Нам не говорят, какие будут сроки окупаемости этого проекта, какова будет чистая выгода Беларуси от реализации этого проекта. Нас опять пичкают валовыми показателями. Мол, мощность производства составит ~400 тысяч тонн. 75% производства планируется экспортировать, объём физического производства вырастет примерно в пять раз. Опять за кадром остаётся критически важный вопрос «Кто купит?» Сегодня развитие интернета, электронных носителей информации, электронной торговли резко сократили спрос на бумагу и товары, где она используется. Скандинавские страны, особенно Финляндия, проклинает Apple, который революцией смартфонов и планшетов подложил гигантскую свинью целлюлозно-бумажной промышленности. А тут Беларусь строит гигантский завод по производству целлюлозы. Похоже на сюжет, когда при доминации компьютеров распорядители чужого (политики и чиновники) приняли решение строить новый завод пишущих машинок и занять с ними 80% мирового рынка. Потому что никому такие товары больше не нужны.
Перед нами типичный пример провала государства. Частный инвестор, работающий на своих деньгах и ресурсах, НИКОГДА бы себе такого не позволил. Ему бы никто такого не дал сделать. Кредиторы, страховщики, партнёры, акционеры наблюдательный совет – это мощный заслон перед головотяпством, очковтирательством, коррупцией и махинациями с качеством и технологической дисциплиной. В случае с проектом Светлогорского ЦКК контролёров, надсмотрщиков и нахлебников оказалось столько, что решение по важным вопросам принимать некому. Конфликт интересов белорусского заказчика и китайского подрядчика до определённого момента решался в пользу того, кто даёт деньги, но когда речь зашла о фундаментальной проблеме безопасности, тут никто не захотел брать на себя ответственность.
Нет сомнений, что Китай может производить высокотехнологические товары, но у белорусских органов, которые проверяют безопасность, нет уверенности в том, что зарытый в землю кабель безопасен и надёжен. Это не надёжное немецкое, швейцарское или шведское качество, когда компания-производитель несёт ответственность своей репутацией и надёжностью проверки качества неподкупными органами сертификации.
В данном случае может быть несколько причин кабельного скандала. Первая: действительно, белорусские органы сертификации установили несоответствие кабеля и химического производства. Вторая: кабель, как настаивает генподрядчик, в порядке, он безопасен и надёжен, а белорусская сторона только перестраховывается, ссылаясь на устарелые нормы и стандарты. Третья: у важных участников реализации этого проекта остались некие материальные претензии друг к другу. Вот они и выясняют отношения, прибегая к разным инструментам давления.
Как бы то ни было, за весь этот проект, его прямые и дополнительные издержки заплатят налогоплательщики Беларуси. Правительство их кошельками прогарантировало возврат кредита и процентов по нему. Нет сомнения, что китайский генподрядчик, поставщики оборудования, австрийская компания заработали на этом проекте солидные деньги. А вот заработает ли на этом проекте Беларусь – большой вопрос. Ответ на него мы узнаем в ближайшие пять лет. К сожалению, мы до сих пор не знаем имена тех бизнесменов и лоббистов, которые предложили этот проект и «пробили» его реализацию. Знать их в лицо очень важно. Если получится – они прекрасные менеджеры, инвесторы и дальновидные стратеги. Если нет, то фамилии этих людей нужно включить в «чёрный» список тех, кому навсегда должен быть закрыт доступ к государственных деньгам, ресурсам и должностям. Судя по тому, как реализуется данный проект, есть обоснованные опасения, что люди, предлагающие такую модернизацию, останутся при своих должностях и деньгах. Они же – кровь и соль системы белорусского Госплана, бесхозяйственного и беспощадного.