В Минске как-то срочно забыли, что фактически идею российской авиабазы подал сам А. Лукашенко. Начиная с 2011 года, белорусское руководство стало буквально атаковать Москву, требуя от неё поставки новейшего оружия – ЗРК С-400 («Триумф»), ОТР «Искандер» и, естественно, новейших самолетов, так как техника, стоящая на вооружении белорусской армии, безнадежно устарела.
Учитывая, что Минск, по традиции, уверен, что платить за поставки из России он не обязан, а Россия, в свою очередь, по мнению белорусской стороны, обязана поставлять все «союзнику» даром, Москву, естественно, не устраивала отправка в Беларусь своей новейшей техники за «поцелуи» и с перспективой очень быстро её обнаружить в Китае, Украине, США и т.д. Кроме того, в Москве прекрасно отдавали себе отчет в том, что в случае конфликта на западном направлении, толку от белорусской армии в столкновении с силами НАТО не будет в принципе. То есть поставки в Беларусь означают не только бесплатную передачу новейших технологий, причем себе во вред, но и бессмысленные расходы.
Однако, А. Лукашенко продолжал настаивать, что он буквально не спит и мучается от того, что не может оборонить белорусское небо от коварного НАТО и задержать удар по «союзной» Москве. Тут как раз летом 2012 года шведы «бомбили» окраины Минска плюшевыми мишками… Российская сторона все взвесила и предложила белорусскому президенту, как союзнику, разместить на белорусской территории российскую авиабазу. Небо Беларуси в этом случае могло быть полностью прикрыто, а расходов для Минска никаких. Действительно, ведь как бы союзники…
Однако тут-то А. Лукашенко и понял, что попал в западню. Сначала он дотянул до подготовки всего пакета документов, определяющих и регламентирующих размещение базы, а потом сделал вид, что все разговоры о базе – выдумки Москвы. Оппозиция на деньги КГБ и под её руководством тут же организовала ряд антироссийских пикетов… Потом и В. Макей подоспел, сообщив, что Беларусь не видит угрозы в размещении сил НАТО в прибалтийских странах.
Москва, сделав на основе всей этой крайне некрасивой истории очень конкретные выводы о Минске, как «союзнике», тему базы закрыла еще в октябре 2015 года и о ней принципиально не вспоминает. Ни на одном из белорусско-российских саммитов с 2015 года В. Путин о российской базе даже не упоминал, но она не дает покоя белорусскому «экспертному» сообществу, так как позволяет выставлять Минск и лично А. Лукашенко перед Западом в качестве «жертвы» «агрессивной России», продавливающей открытие российской авиабазы и которому необходимо срочно помочь. К примеру, кредитом МВФ…
Вот по этой-то причине власти и оппозиция в Беларуси продолжают третий год истерику о так и не созданном аэродроме российских ВКС, а в белорусском медиа-пространстве практически каждый материал о российско-белорусских отношений, увидевший свет, обязательно завершается уверениями о том, что Москва все равно рано или поздно «продавит» и что-то разместит.