--
ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ. ЛУКАШЕНКО ВЕРНУЛСЯ В ЛОНО ИНТЕГРАЦИИ
У белорусского руководства нет другой экономической стратегии, кроме как выцарапывать крохи у Москвы…
Участие Александра Лукашенко в бишкекском саммите ЕАЭС примечательно именно фактом участия. Ведь предыдущий подобный саммит в декабре в Петербурге белорусский руководитель демонстративно проигнорировал. И тем самым смазал торжество совместного подписания Таможенного кодекса ЕАЭС.
Пейзаж после битвы. Лукашенко вернулся в лоно интеграции
Сейчас же за несколько дней до отлета в Бишкек Лукашенко безо всяких фанфар (настолько тихо, что первыми об этом сообщили российские источники) подписал тот самый кодекс. И 14 апреля на заседании в киргизской столице уже держал речь о том, как лучше двигать вперед евразийскую интеграцию.
Хотя несколько месяцев назад он же задавался вопросом, а зачем нам она нужна, и даже грозил, что «оптимизирует» (читай: сократит) формат участия Беларуси в этом стратегическом проекте Владимира Путина. Также звучали прозрачные намеки на тех, кто хочет-де нас унизить и наклонить.
Конфликт вроде разрулили
Что же побудило белорусского лидера сменить гнев на милость и символически вернуться в лоно евразийского партнерства — подписать Таможенный кодекс, прилететь на очередной саммит?
Положа руку на сердце, белорусский руководитель из этого лона выходить и не собирался. Некуда выходить. И когда он ставил вопрос, зачем нам такая интеграция, то воспринимать его следовало как сугубо риторический, с подтекстом, что эту интеграцию Москве не грех бы лучше подмасливать.
Все эти филиппики звучали в разгар нефтегазового конфликта, начавшегося с провокационного хода белорусской стороны, когда она стала платить за газ меньше, чем полагалось по контракту с «Газпромом», добиваясь справедливой, по ее мнению, цены.
Сейчас же конфликт разрулили. Вероятно, одним из мотивов Путина провести конструктивные переговоры с Лукашенко в Петербурге 3 апреля было желание снять двустороннюю напряженность именно перед саммитом в Кыргызстане. Если бы Лукашенко и это заседание бойкотировал, то имидж евразийского проекта приобрел бы еще более бледный вид.
Теперь все завертелось в другую сторону. Как раз сегодня, когда Лукашенко пребывал в Бишкеке, «Белнефтехим» доложил, что начинается долгожданное наращивание объемов поставок российской нефти в Беларусь.
В свою очередь, условием этого наращивания была полная выплата Беларусью задолженности за газ — 726,2 млн долларов. Минск накануне эти деньги отдал.
За что боролись?
Теперь белорусские чиновники радостно рапортуют, что Москва снова будет давать по 24 млн т нефти в год. Государственные СМИ преподносят это как великую победу.
Никто не уточняет, что такие объемы предусматривались и до нефтегазовой войны. А в прошлом году Россия просто урезала дозу в наказание за газовую недоплату.
Так стоило ли воевать, если в итоге получается, как в притче про достижение блаженства через куплю и последующую продажу козы, от которой уйма неудобств?
К тому же пока стороны путаются в показаниях о судьбе 6 млн т нефти из этих 24 млн. Вроде как эта часть не пойдет на белорусские НПЗ, а станет Минском перепродаваться. Но тогда получается, что заводы в Мозыре и Новополоцке не получат полной загрузки?
Да, еще Москва сняла с Беларуси обязанность поставлять ежегодно 1 млн т нефтепродуктов в Россию. Но это не широкий жест, просто российские НПЗ модернизировались и сами залили страну бензином. Белорусский стал там не нужен.
Трудно также разделить радость белорусских деятелей от того, что Москва пообещала два транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития плюс еще миллиард долларов межгосударственного кредита на поддержку белорусского бюджета.
В чем завоевание? По графику эти транши и так должны были уже поступить. Просто график сдвинулся из-за того, что Минск не вполне придерживался обязательств перед фондом.
Условия межгосударственного кредита пока не известны. Предлагается верить на слово белорусскому вице-премьеру Владимиру Семашко, что условия «хорошие».
В любом случае этот миллиард (если он будет, Москва ведь пока вопрос не решила) придется отдавать с процентами. И проценты наверняка окажутся выше, чем если бы заем давал МВФ.
То есть долговое бремя Беларуси вырастет. Причем усилится однобокая кредитная зависимость от России.
Минск останется на московском крючке
В общем, если все разложить по полочкам, то о великой победе белорусской стороны в очередной битве заклятых союзников говорить не приходится.
Да, выцарапали скидки на газ в 2018—2019 годах. Но их размер пока не известен. Российский вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил лишь, что газ для Беларуси будет стоить меньше 130 долларов за тысячу кубометров. Сейчас же его контрактная цена — 141,1 доллара. То есть скидка может оказаться не такой уж и большой.
При этом остается в силе ценовая формула «Ямал плюс транзит», против которой, собственно, и восставало белорусское правительство. Скидка же — дело такое: Кремль дал, Кремль и взял.
Так или иначе, через два года придется договариваться по новой. Срок создания единого рынка энергоресурсов ЕАЭС (то есть вожделенных справедливых цен) остается столь же далеким — 2025 год.
И до того времени Москва будет держать белорусского партнера на крючке. Как минимум до того времени. Кто знает, окажется ли Россия готовой свободно торговать энергоресурсами хотя бы в 2025-м?
Доза допинга не решает проблем экономики
Во всяком случае, уже сегодня очевидно, что расчет белорусского руководства на ресурсные и прочие выгоды евразийской интеграции оказался в значительной степени иллюзорным.
Экономики партнеров погрязли в рецессии, из которой черт знает когда по-настоящему выберутся. В любом случае золотая эра белорусской нефтепереработки позади. По мере того как Россия будет проводить налоговый маневр в своей нефтяной отрасли, маржа белорусских НПЗ станет скукоживаться.
Также позади и золотой век сбыта белорусской промышленной продукции на российском рынке. Она становится все менее конкурентоспособной. К тому же Россия создала ряд аналогичных производств.
Да, путем скандалов можно выбить у Москвы (почему она соглашается — отдельная тема) какие-то частные уступки. Вот как сейчас. Но этими крохами белорусская экономика сыта не будет. Так, дозняк допинга, не больше. Сама экономическая модель остается анахроничной, кондовой, ригидной.
Однако другой стратегии, кроме как «нам бы день простоять да ночь продержаться», у белорусского руководства не просматривается.
Точнее, всякие планы модернизации, диверсификации и пр. разрабатываются. Но все это — попытки влить новое вино в старые мехи. Архитектор системы упорно не хочет ее менять, а это означает, что Беларусь лишается перспектив динамичного развития, интеграции в сообщество передовых стран.