Plombir пишет:
Если думаешь оппонировать - нужно оппонировать по существу, а не нести отсебятину
В рамках темы "История, аналитика, прогнозы" все же позволю себе подискутировать.
В качестве базы для обсуждения предлагаю взять статью покойного Ю. Веремеева "Пехота на марше"
army.armor.kiev.ua/hist/marsh-pexota.php
Разумеется мы не будем обсуждать места вроде:
*солдат есть человек, поставленный на низший уровень социальной лестницы,
а сосредоточимся чисто на технических/ военных моментах.
В первую очередь на этой схеме:
Итак, мы говорим о проблеме возникшей при механизации армии- при ее пересадке на автомобили. Массово это случилось в 40е- 50е годы, т. е. проблема очень старая. При продвижении автоколонн с пехотой на неполностью контролируемой местности (при прорывах линии фронта противника, при собственном полуокружении и потери фланговой связи со своими войсками, при продвижении по местности, на которой активно работают вражеские диверсанты) головные дозоры оказались профанацией. Они оказались неспособны выявлять засады врага. Боковые дозоры оказалось невозможно выставить- скорость движения боковых дозоров по бездорожью ниже, чем скорость движения колонны по дороге.
Как это решалась в Афганистане? Путем оборудования опорных пунктов по всей трассе, на определенном расстоянии, конечно, с введением в опорники артиллерии. В идеале, вся трасса должна была простреливаться артиллерийским огнем. В идеале. На практике это не удалось ни советской армии в Афганистане, ни "антиталибской" коалиции, возглавляемой США. Кстати, идею опорников вдоль железных дорог и бронепоездов ввел в практику лорд Китченер во время второй англо- бурской войны. Я к тому, что проблемма эта старая, а не что- то внезапно вдруг появившееся.
Далее: практиковались облеты трассы на вертолетах, местность в Афгане местами достаточно безлесная, гористо- пустынная и иногда удавалалось заметить и уничтожить группы боевиков на марше.
Вертолетные десанты: по ходу движения колонн (точнее немного поодаль) вертолеты по возможности скрытно выбрасывали группы ВДВ и спецназа, которые организовывали сереты по ходу движения колонн. Также вертолетными десантами с придаваемыми им арткорректировщиками занимались господствующие высоты. Также выбрасывались контр-диверсионные десантные вертолетные отряды на предполагаемых маршрутах выдвижения диверсионных групп.
Все приведенные выше мероприятия давали определенный эффект: за все время войны в Афганистане число погибших в ней военнослужащих не превысило 20 000 человек, при этом за год в СССР в ДТП погибало больше людей.
Однако такая интенсивная эксплуатация вертолетов в боевых условиях- это очень дорого. И при появлении "Стингеров" начались потери вертолетов, что выбивало критически важный боевой элемент и ведения боевых действий, и проводки транспортных колонн. Тепловые ловушки полностью проблему не решали. И решение во время войны в Афгане так и не было найдено.
Я к тому, что Советская Армия имела
десятилетия мирного времени для подготовки к таким вот "конфликтам низкой интенсивности" и не использовало это время полноценно. Я считаю, что к будующим войнам нужно готовиться
заранее.
Именно за это старшие офицеры и генералы получают зарплату. Именно за умение
прогнозировать грядущие конфликты и
заблаговренно разрабатывать, поставлять в войска новые боевые средства и обучать войска пользованию этими боевыми средствами.
Проблемма головных и фланговых дозоров частично могла решиться решиться как раз к 1977 году.
Частично с помощью путем массового принятия на вооружение армии малогабаритных внедорожных средств: мотоциклов- эндуро, багги, квадрациклов. С их помощью было бы возможно продвинуть боковые дозоры по внедорожной местности паралельно дороге и поддерживать при этом более- менее вменяемую скорость. + отрезать диверсантам пути возможного отступления. Также и головные дозоры могли бы периодически съезжать с дороги на обочину и прочесывать предполагаемые места засад. И Да, здесь нужно было очень хорошо подумать о введении малогабаритной раций с шифрованием (пусть и аналоговых на первых порах) в каждый экипаж, каждому водителю.
Частично проблему можно было решить с помощью беспилотников тактического звена, которые как- раз появились к 1977-1978 г. в Израиле. Я упоминал уже о том, что и в СССР был разработан комплекс "Строй". в том числе имелись аппараты "Пчела-Т" с тепловизионной головкой наведения.
IAI Scout — тактический разведывательный БПЛА, разработан израильской фирмой IAI.
Впервые Scout был представлен публике на Парижском авиасалоне в 1979 году.
ru.wikipedia.org/wiki/IAI_Scout
Мастиф (Mastiff) — израильский разведывательный БПЛА.
История
После войны Судного дня 1973 года, когда Израиль впервые достаточно широко ознакомился с возможностями американских БПЛА, в армии пришли к выводу о необходимости разработке подобного аппарата.
БПЛА был разработан в течение пяти лет компанией Тадиран, стоимость НИОКР составила 500 тыс. долларов США[2], первый полёт дрон совершил в 1973 году.
В 1978 году аппарат был впервые продемонстрирован публике[3].
Наиболее известный эпизод боевого применения данного БПЛА — разгром батарей ПВО Сирии в ливанской долине Бекаа в ходе Ливанской войны 1982 года.
Израиль — принят на вооружение в 1978 году, снят с вооружения в начале 1990-х
ru.wikipedia.org/wiki/Tadiran_Mastiff
RQ-2 «Pioneer» — тактический разведывательный БПЛА. Совместная американо-израильская разработка. Основные функции БПЛА: наблюдение и целеуказание.
В 1985 году был подписан контракт с фирмой Pioneer UAV Inc. на постройку RQ-2. Первый полёт совершил в декабре 1985 года.
В декабре 1986 года первые RQ-2 «Pioneer» поступили на вооружение линкора «Айова».
ru.wikipedia.org/wiki/RQ-2_Pioneer
ПЧЕЛА СТРОЙ- П СССР
armystandard.ru/news/202011231540-ebIeR.html
bp-la.ru/kompleks-stroj-p-s-dpla-pchela-1t/
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%87%D0%B5...82%D0%B2%D0%B8%D1%8F.
К сожалению, данных что "Пчелы" применялись в Афганистане нет.
Для меня очевидно, что военно- политическое руководство СССР не уделило своевременного и достаточного внимания теме развития беспилотной авиации, что негативно сказалось на ходе действий СА в Афганистане.
Еще одна возможность, которая в 1970-80 г. еще была, это использование для разведки самолетов малой авиации. В то время головки самонаведения "Стингеров" еще не обладали лостаточной чувствительностью, чтобы засекать тепловое излучения поршневых самолетов и их использование в качестве ближних разведчиков и арткорректировщиков было вполне возможно.
Два примера:
«Фокке-Вульф» Fw 189 («Рама» (советское прозвище), «Flugauge» — нем. «Летающий глаз» или «Uhu» — нем. Филин) — двухмоторный двухбалочный трёхместный тактический разведывательный самолёт.
ru.wikipedia.org/wiki/Focke-Wulf_Fw_189_Uhu
Embraer EMB 312 Tucano — лёгкий двухместный турбовинтовой учебно-боевой самолёт и штурмовик производства бразильской компании Embraer.
Разработка самолёта началась в 1978 году при финансовой поддержке от ВВС Бразилии. Прототип Embraer EMB 312 Tucano поднялся в воздух в 1980 году, с 1983 началось массовое производство самолета.
ru.wikipedia.org/wiki/Embraer_EMB_312_Tu...B8%D0%BB%D0%B8%D0%B8.
Так что возможности подготовить армию к боевым действиям в Афганистане у советского военно- политического руководства были, но оно их не увидело и ими не воспользовалось.
P. S. Надеюсь прооппонировал по- существу.