Во двор вышел сосед Толя с какой-то бумажкой, которую нужно было подписать. Это была жалоба в мэрию и касалась она нашего дома, где давно нет горячей воды, разбиты окна в парадных, в стенах дома заметны трещины. Мой бдительный сосед состряпал очередную челобитную накануне отопительного сезона, который по-прежнему под угрозой срыва. Об этом все знают, но вслух не говорят, словно зимы у нас не будет. И кредит МВФ пока нам не светит.
Толя хочет новый Майдан, но сил у него нет. Сосед мне сообщил со всей серьезностью, что по утрам ест бутерброд с маслом и вареное яйцо, а сейчас просто на глазах жены может поменяться уклад всей его жизни. Яйца, скорлупу от которых он тоже употребляет ради кальция, стоят с сегодняшнего дня 25 гривен за десяток, а к зиме эксперты агарного рынка предсказывают, что те будут стоить все тридцать. Толе придется либо от привычки отказываться, либо сократить потребление ценного продукта, который уважал подпольный миллионер Корейко.
- Толя, зачем вам Майдан? Неужели вам не надоело?
- Я не могу без яиц. А наши украинские куриные - продали в Европу, - поделился сосед важной, как он полагает, информацией, за достоверность которой не ручаюсь.
В Киеве говорят на русском, несмотря на запреты
Сентябрь перевалил за половину. В высшей школе полным ходом идут занятия: некоторым преподавателям разрешено читать лекции на русском языке, но писать что-либо на доске можно только по-украински. А еще преподаватели время от времени проверяют студенческие конспекты, хотя конспект - личное дело студентов. Мне рассказали, что половина студентов вообще ничего не понимают из того, что читается на лекциях, и в голове у них - полная каша. То есть конспект должен быть на мове, на досках преподаватели пишут тоже на украинском, но при этом многие из них читают свои предметы на русском языке. Во всяком случае, так обстоит дело в большинстве ВУЗов столицы.
У меня есть знакомая – врач-косметолог. Сама она родом из Ровно, где говорят исключительно на украинском. Хорошо выучила русский язык женщина уже в Киеве, а семья ее полностью украиноязычная. Русского в школе города Ровно практически не было. Доктор закончила медицинский университет в Киеве и в разговоре отметила, что в конце девяностых и до начала нулевых практически все преподавание в столице шло на русском языке, а на украинском лекций читали крайне мало. Сейчас все обстоит иначе, но не это любопытно. Косметолог-дерматолог призналась, что на работе с клиентками косметической клиники ей приходится говорить в основном на русском. Врач также обратила внимание, что клиентки, посещающие недешевые косметологические процедуры, практически все – русскоговорящие.
На выставке Айвазовского – почти нет посетителей
На днях в Киеве, в музее теперь уже не Русского искусства, а просто Национальной картинной галерее, открылась выставка к 200-летию Айвазовского. В музее выставили 53 работы мариниста, кое-что даже вытащили для этого из запасников. Открытие выставки состоялось 12 сентября, а в самом музее на первом этаже, возле портрета художника поставили в огромной напольной вазе белые и красные гладиолусы в знак признания. Министра культуры на открытии выставки не было. Ну и правильно. Это же не уничтоженные майданные граффити, по поводу которых Нищук тут распинался целую неделю на всех ТВ-каналах, защищая революционную живопись.
Народу на выставке Айвазовского было очень мало: семейная пара из Израиля (в прошлом - россияне из Новосибирска), женщина из Тулы, которая приехала к своим родственникам в Киев. Та все время причитала, как бы вообще музей не закрыли. Из местных – пара-тройка бабушек, из тех, кто еще помнит картины Айвазовского в Феодосийском музее. Были, конечно, молодые люди, студенты Художественного института. Но им положено изучать живопись классиков.
Неподалеку от музея, на лавочке, увидела девочек богемного вида, которые планируют на полном серьезе уехать из Киева и жить в Гоа. Насовсем. Девочки очень милые, в очках, модных джинсиках и почему то не верят в европейскую Незалежную.
На днях заходила в небольшое ателье, переделывала шубку. Народ вовсю несет в такие мастерские перелицовывать, перешивать, дотачивать, латать одежду и ставить набойки на обувь. Но будки по ремонту обуви и ателье, разбросанные то там, то сям, закрываются, поскольку мастера не в силах оплатить аренду. Портниха призналась, что нового сейчас никто ничего не шьет. Очень многое люди перешивают форму для школьников из старых вещей, потому что новая стоит очень дорого. Только колготки на девочку от 150-ти гривен. Продавцы откровенничают, что цены ставят исключительно от курса доллара, а тот снова рванул вверх и стоит уже больше 26 гривен. Вот и достают киевляне тряпки из старых чемоданов, и если вещи не стали достоянием моли, то это считается удачей. Обновки теперь многим здесь не по зубам.
Яценюк в свою бытность премьер-министром сказал, что одно пальто положено украинцам на семь лет. А теперь, наверное, на все десять, вот киевляне и предпочитают секонд-хенды, которых становится в столице все больше и больше.
Ловкие посетители развалов тряпья в Киеве срезают красивые пуговицы, выпарывают лезвием молнии и срезают оригинальные аксессуары на старой одежде. Продавщица огромного секонда призналась, что люди делают это виртуозно, а если не заметить, то начальство штрафует и требует оплатить испорченную кем-то вещь.
Одна знакомая пенсионерка рассказывает, что на развалы евро-обносок «Одяг из Европы» (так называются эти горы вещей в шатрах) ходит, как за грибами. В грязных, пыльных кучах киевлянка ищет брендовые вещи, переделывает их и таким способом уже много лет обшивает и одевает всю свою семью. Обычно она для этих целей берет с собой тележку и «зависает» в секондах на целый день. Пенсионерка хвасталась, что любит находить эксклюзивные пуговицы и для этого может перерывать груды шмоток. Даже специально покупает ради пуговиц старые вещи, чтобы потом пришить к новым, ею переделанным. И с гордостью поделилась, что маленькой внучке для школы сама сшила несколько сарафанов, перешила два пиджака, которые купила всего по десять гривен. Это, конечно, удача в нынешней киевской жизни. Может быть, русскоязычной бабушке-рукодельнице можно позавидовать, хотя завидовать особо нечему.
С первого сентября, согласно реформе образования, маленькие украинцы больше не будут изучать русский язык, который полностью уходит из образования. С пятого класса учиться в Украине теперь можно будет только на украинском языке.
Национальные меньшинства обяжут учиться исключительно на мове, а на книги и учебники на русском языке тут предлагают ввести акцизы уже с первого января 2018-го года. Больше всех этот суровой закон о тотальной украинизации возмутил венгерскую диаспору, причем посол Венгрии в Украине назвал это решение «позорным» и даже пригрозил ни в чем более не поддерживать Украину на международной арене. В свою очередь, местные патриоты назвали венгров предателями.
Пока Украину со всех сторон окружили враги, простые киевляне выживают, как могут.
Попутчица рассказала в трамвае, что специально приходит каждый день в одну и ту же лавку, чтобы купить социальный хлеб. Социальный белый батон стоит 4 гривны 15 копеек, черный украинский – 5.32. Женщина попросила дать ей два батона и один украинский, но продавщица отказала, мотивировав это тем, что больше «двух единиц» социального хлеба в одни руки не положено. «Рук» было в очереди много, и разразился скандал, потому что все хотели больше чем «две единицы», а хозяйка пригрозила, что закроет будку, если покупатели будут качать права. После этого она поведала, что программа Кличко по социальному хлебу, которую тут после революции преподносили как личное достижение мэра, сворачивается уже в декабре. Хлебозаводы Киева не могут работать себе в убыток при таких тарифах за свет, воду и электроэнергию.
А еще одна женщина, тоже в трамвае, призналась, что ее родной брат живет в России и у ее брата - зарплата 35 тысяч рублей и тот ей помогает. Брат живет в Белгороде. Назову ее бесстрашной, потому что это так и есть.
Например, радикал и лидер ультранационалистов Дмитрий Корчинский предлагает сжигать имущество и квартиры украинцев, отдыхавших в этом году в Крыму. Тех, кто слушает российскую попсу, предлагает бить и всеми способами наказывать. Он лично готов объявить украинский джихад.
На прошлой неделе Киев посетила литовская писательница Рута Ванагайте, которую в Литве, и не только там, тоже называют бесстрашной. Встречу с автором нашумевшей в Литве книги о Холокосте «Наши» почему-то ужасно засекретили и многие желающие послушать Руту не могли попасть на ее лекцию-презентацию. Дискуссия, говорят, была вялой, что разочаровало Ванагайте. Здесь не готовы признать, что украинцы делали то же самое, что и литовцы во время войны, - убивали невинных граждан. И сейчас продолжают делать то же самое.