Ворон, у меня пару лет назад "нахлынуло", когда перечитывал мемуары умершего деда, полковника. Он за несколько лет до смерти написал о своей жизни и всех родных, которых знал. Ключевые события в жизни семьи. Особенно впечатлил эпизод из жизни прадеда. После окончания курсов Выстрел, для комсостава в Москве, он был направлен начальником ПВО Таллина. На место прибыл в начале августа 1941, т.е аккурат буквально за считанные дни до полной блокады города. Чуть позже начался так называемый "Таллинский переход". Очень трагическая страница в истории нашей страны в целом и Балтийского флота в частности, в период ВОВ. Кто то еще называет Таллинский исход. Если называть вещи своими именами, не знаю на сколько это корректно с моей стороны, то достаточно бездарное и позорное бегство, в ходе которого были даже не потеряны, а банально просраны десятки судов и военных, и гражданских, людей положили за три дня по разным оценкам до 42000 человек. Первая в ходе ВОВ столь глобальная эвакуация превратилась в аболютно не контролируемое, хаотичное бегство. Масса людей, в т.ч раненых были оставлены на верную смерть в порту Таллина. Оружие, техника, ТМЦ были брошены, оставлены врагу, в большинстве своем даже не уничтожены. Правда столь печальный опыт потом очень пригодился и не раз, были сделаны правильные выводы. Поскольку из Таллина в Ленинград и Кронштадт уходили на всем способном держаться на плаву - от современных боевых кораблей до подлодок, от ледоколов до лесовозов, вплоть до яхт и шхун скорость перехода у всех оказалась разная. Самым везучим удалось преодолеть этот ад за период чуть больше 1.5 суток. Самым не везучим, разумеется если не считать погибших в ходе перехода, оказалось судно на которое попал мой прадед оно преодолело переход за более чем 10 суток. Караван растянулся, не охранялся ни кем и ни чем. Трубуц, главком, для спасения "боевого ядра флота", а по сути своей задницы удрал с группой быстроходных боевых кораблей в Кронштадт, куда и прибыл раньше всех, остальных же, немцы расстреливали с самолетов просто как банки в тире, наша авиация не прикрывала. Очень много кораблей подорвалась на минах, форватер на всем протяжении был густо минирован, тральщики почти все погибли на вытравливаемых минах. Судно, на которое попал мой прадед было старым лесовозом Казахстан. На него грузились и части ПВО Таллина, и госпиталь, и часть комсостава совершенно разношерстных, в чинах от полковника и старше, едва ли не два десятка, несколько подразделений НКВД и проч. Набилось свыше 3500 человек. Места не было на столько, была такая дикая давка, что на момент отправления умершие раненые продолжали стоять в строю с живыми в буквальном смысле на ногах плечом к плечу, даже не падали. Уже через сутки на Казахстан было совершено несколько десятков авиационных атак, на судно было сброшено и попало несколько авиа бомб, повредив взрывами все. Все что только могло выйти из строя- все вышло. Рулевое, ходовая, генераторы, связь, судно начало тонуть, массовые возгарания переросли в серьезный пожар, который спровацировал панику. За борт выбросилось свыше 1000 человек. Погибли все, выловить посредством катеров и других судов удалось едва с десяток. Рубка оказалась взорвана, капитана судна, гражданского человека взрывной волной выкинуло за борт. Калитаев его звали. По стечению обстоятельств его в бессознательном состоянии подобрал экипаж подводной лодки, он буквально через пару дней, намного раньше своего судна, контуженый оказался в Кронштадте. Примерно через месяц расстрелян не смотря на показания свидетелей, обвинили в дезертирстве. Его реабилитировали потом посмертно лет через 30. Эту, возникшую через сутки после отправления панику бойцы НКВД прервали массовыми расстрелами на борту. Судно, потеряв все системы жизнедеятельности стало дрейфовать и гореть, но не утонуло. Поначалу его продолжали расстреливать с самолетов из стрелкового, глумились как в тире. На тушение пожара ушло больше 30 часов. Тушить было нечем совсем, воду черпали в прямом смысле касками, флягами, котелками из-за борта. В ходе тушения разумеется по закону подлости ебнул боезапас, взрывной волной завалило со станины счетверенный крупнокалиберный пулемет, установленный в качестве средства ПВО, он сработал, заклинило его и он крутился вокруг собственной оси, выкашивая людей десятками! Жертвуя жизни люди бросались к нему в попытках остановить и таки остановили. Когда пожар был потушен приступили к починке. Чинили из говна и палок, но починили, так как очень хотели жить. Дальше каким то сверхмалым ходом ползли. Когда атаки с воздуха возобновлялись устраивали иметацию серьезных возгораний, сжигая на палубе комья трепья, свою одежду, разумеется был страшный голод. Существенные паники в ходе перехода вспыхивали раза четыре, каждая уносила сотни жизней, не без участия НКВДшников. Власть на судне переходила из рук в руки разным инициативным группам. До Кронштадта добрались последними. В живых осталось менее 800 пассажиров. И, по закону подлости попали из огня, да в полымя, так как буквально через несколько недель уже Ленинград оказался в блокаде. Прадеда направили под Пушкин оборонять блокированный город, командовал морпехами. Я несколько месяцев собирал эту историю по крупицам, читал массу источников. Очень много противоречивого, так как все мазались как могли, а виновных в расход пускали только в путь. В архивах масса документов, описывающих произошедшее едва ли не поминутно, включая досканально действия всех и вся на этом судне, на нем же НКВДшников перевозили едва ли не пару сотен, были массовые паники, такие же массовые расстрелы тут же на месте, потом велись следственные действия. Прошло без малого 80 лет. Все материалы по переходу этого судна остаются засекречены, я в разные архивы писал. В ВК есть отдельная группа созданная инициативными родственниками участников перехода, с соответствующим названием.