Шмель пишет:
Ты видимо хреново представляешь себе поведение людей, которым припекло. Они настолько многому вдруг способны научиться. А их вновь открывшиеся способности вообще поражают.
Чтобы город встал - это ещё чертовски сильно нужно постараться. Многие коммуникации друг от друга не зависят. И электричество не из одного кабеля на весь город поступает. На то чтобы человеку помыться надо раз в 3 дня ведро воды и поджопник просветляющий, чтобы воду зря не расходовал. Дрова критически важны в мороз. Такой зимой, как были последние, по крайней мере у нас, отопления надо было вообще поминимуму. На готовку и то больше надо. И город - это таки структура, где обслуга в основном вся на месте. Многое восстановить способны сами без сообщения с другими пунктами и внешней логистики. Что-то по-быстрому восстановят, что-то не очень. Уж если и блокадный Ленинград в наиужаснейших условиях не пал, то значит есть перспективы и в городе. Просто надо мозги включить.
Я бы воздержался приводить в качестве примера городского выживания в БП Ленинград. А если брать за основу такой расклад, что наихудший сценарий развития событий может его отдалённо напомнить - то ну его на. Единственной правильной концепцией тогда будет город покинуть. Да, город не пал. Но есть такой старый термин "Пирова победа". На сколько политкорректно применить его - вопрос. Можно сформулировать несколько иначе... город не пал, но какой ценой. Суть таже.
Если весь период блокады продлился 872 дня, то самая жесть происходила по сути на первом временном отрезке. В первую блокадную зиму. Вот ты Женя пишешь про целый ряд аспектов... рассмотрим поочерёдно. Чтоб город встал нужно чертовски постараться.
Собственно город встал и встал достаточно быстро. Подземного транспорта в Ленинграде не было. Метро стали строить после войны. Наземный встал весь, он состоял из автобусов, троллейбусов, трамваев. Трамваев в 1941 году было не много ни мало 800 поездов, 1835 вагонов. А с началом блокады ещё больше выводили на маршруты так как к обычным пассажирским трамваям добавились специальные санитарные трамвайные поезда; грузовые трамваи доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд МПВО и литейного производства. Автобусы встали из-за острой нехватки топлива, оно оставалось, но расходовалось службами жизнеобеспечения. Если взять за отсчёт начало блокады 8 сентября 1941, то к 8 декабря, т.е. через 3 месяца город лишился всех видов транспорта в полном объёме. И, если трамвайное сообщение смогли пусть и в очёнь ограниченном виде восстановить к 15 апреля 1942 года (118 вагонов), то троллейбусы возобновили работу в январе 1944 г.
За время блокады было разрушено 38,8 км трамвайного пути, более 450 км трамвайной контактной сети, 40 км кабельной сети. Частичному или полному разрушению подверглись 1065 вагонов и 25 зданий.
Коммуникации умерли все. Возможно даже раньше 8 декабря 1941. Город за исключением стратегических производств, предприятий, медицины и то далеко не всей остался без электричества, воды, канализации, отопления, связи. Кстати, возвращаясь к сотрудникам в чьи обязанности входило латать всё элементы городского хозяйства. В трамвайно-троллейбусном управлении до блокады входило 10 трамвайных парков и один троллейбусный парк, 20 тяговых подстанций. В этой сфере работали 22 тыс. человек. Призвано на войну из них было более 4,5 тыс. чел. и это за пол года до начала блокады. Реально в ТТУ работали в блокаду женщины и учащиеся техникумов и ремесленных училищ. Почти 90% слесарей-ремонтников подвижного состава, электриков в энергослужбе, ремонтных рабочих в службе пути, 99% вагоновожатых были женщины.
Про мороз. Как по закону подлости столь суровых зим - снежных и морозных как в первую блокадную ни до, ни после особо не было. Это была экстремально холодная зима. Средняя температура декабря сейчас +1,5С, тогда минус 15-20С. Встречалось в литературе, что замёрзшие на улицах города трамваи в ряде мест занесло по крышу.
По поводу отопления. Ленинград тогда и Санкт-Петербург сейчас - две большие разницы. Тогда город был в основном представлен центральными районами. Тех районов которые последние 3-4 десятилетия принято называть спальными не было и в помине, на их месте были деревянные постройки, частный сектор. А исторический центр - так извините это старинные малоэтажные особняки и доходные дома с толщинами стен по 1-1,2 - 1,3 метра полнотелого кирпича, каминами, печами в каждой второй комнате. Камины и печи были действующими, дымоходы тоже. Город находился в блокаде. Изнутри кольцо держала наша армия, поэтому по сути боевые действия в самом городе не велись. Работали ПВО и достаточно эффективно, также город не плохо прикрывало ПВО и артиллерия боевых кораблей Балтийского флота. Поэтому авианалёты достаточно быстро были сведены к минимуму. Вот обстрелы дальнобойной артиллерией здорово досаждали. В т.ч. и в этой связи жители районов в наибольшей степени им подвергнутых были переселены в центр города, их жильё было реквизировано и, в большинстве случаев разобрано на дрова. Попадалась такая фраза, что с лица города исчезали не дома, а целые улицы и районы. Более 7 тысяч деревянных домов, а это не только избы, но и многоквартирные двухэтажные дома были разобраны на нужды отопления в октябре-декабре 1941 (в первую зиму).
Каковы шансы на выживание жителей СПб сейчас при повторении расклада? Нулевые. Город вырос в разы. Люди живут в 25ти этажках. Совершенно не приспособленных к таким раскладам. В блокаду люди наоборот старались переехать в пустующие квартиры эвакуированных не выше 3 этажа. Поднять воду? дрова? да хоть самого себя выше 2-3 этажа попросту не было сил.
До настоящего времени оценки числа погибших варьируются от 600 тыс., что сразу же не достоверно, так как в Нюрнбергском процессе уже было заявлено 632 тыс., до 1,5 млн. и по официальным данным только 3% из числа погибших погибли от воздействия боевых действий - артобстрелов, авианалётов. 97% -от голода. В цифру 1.5 млн я не верю. Как то писал ранее, что мы с партнёром хотели на аукционе дом купить расселённый по аварийности, город такие продаёт. У нас правила игры поменялись и сносить здания построенные до 1917 года не разрешают теперь. Я пару месяцев карпел над изучением истории дома и его жителей. Сначала пытаясь подвести дело под то, что он был построен после революции, потом, что его нельзя по сути называть историческим, поскольку в блокаду он так сильно пострадал, что по сути после ВОВ был выстроен более чем на 50% заново. Очень меня удручало, когда изучая историю дома в блокаду я по крупицам выписывал как вымирали люди в нём. Поквартирно и пофамильно. Имхо по ощущениям, исключительно на основании прочитанного не об этом доме, а в общем массиве информации, я больше склоняюсь к тому, что из тех, кто к моменту начала блокады оставался в городе погиб едва ли не каждый второй...
Как то так.