В общем и целом тут такие дела.
Решил перед тем, как начать читать законченный вариант "Крысиных гонок" освежить в памяти "Крысиную башню" - перечитать. И вдруг оказалось, что "КБ" я в свое время прочел весьма своеобразно - отрывками в процессе написания, да еще и без финальной авторской правки.
И оказалась, что в окончательной редакции книжка заиграла новыми красками.
Прилег на диван почитать полчасчика-часик и как провалился... Лег спать полвторого ночи, когда уже глаза начали слипаться!
Что хотелось бы отметить после повторного прочтения КБ в окончательной редакции... Для начала давайте зададимся вопросом "Какой наиболее простой способ дать объективную оценку литературному произведению?" Ответ давно известен - просто сравнить с аналогичными современными книгами в том же жанре. Чтобы не писать много букв приведу всего парочку примеров:
В свете стоящей на столе свечи казалось, что за темной фигурой Толика на стене колышутся черные крылья. Он выкаркивал слова каким-то чужим голосом:
— Ты вспомни! Когда ты, после очередной разборки с ней, вне себя вылетал на улицу, с диким желанием убить кого-нибудь, все равно кого; с кем-нибудь сцепиться, под машину попасть на худой конец — разве она тебя останавливала?? Ты вспомни, вспомни! Из тебя пер адреналин, ты лихорадочно, трясущимися руками, одевался в прихожей, — а она стояла рядом и просто смотрела! Просто смотрела — молча! Могу спорить, что про себя она желала: «Чтоб ты сдох!»
— Это же было после ссоры… — Олег уронил голову в руки на стол и говорил еле слышно.
— А что, во время и после ссоры она тебя не любила? Она что, тебя «любит» только когда все в шоколаде? А если бы ты тогда сдох? Сцепился бы на улице с отморозками, или сердце бы не выдержало — у тебя ведь с сердцем проблемы, и она это знала!
— Она… Она же меня к врачам водила, договаривалась… Было ведь?…
— Она ради тебя или ради себя тебя — к врачам?… Насколько ты ей нужен тогда был, когда она тебя — к врачам, и насколько ей было пох что с тобой станет, когда надобность в тебе иссякла? А?? Вспомни! Когда вы поцапались под Новый Год, — ты еще, как дурак, на коленях стоял, молил «Лена, давай начнем все с начала…» — а она в запале собиралась на машине куда-то мчаться, ведь ты ее не отпустил! Не потому, что хотелось повыеживаться, как она решила; а тупо потому что в ее состоянии за нее боялся! За нее! За нее боялся!! А она — тебя в растрепанных чувствах спокойно на улицу выгоняла, — типа «сдохни, освободи место!» Что, не так??
— Откуда??? Откуда ты это знаешь?? Ты не можешь это знать, тебя тогда не было. Отку-да-ты-это-знаешь??!
Олег подскочил на стуле, вцепившись в столешницу побелевшими от усилия пальцами, нащупывая брата взглядом вытаращенных глаз… Тот куда-то пропал.
— Я про тебя много что знаю! Может и то, чего ты сам про себя не знаешь! Также как ты — про меня!! — раздалось у него в ушах.
— Ты не можешь этого зна-а-ать! — опять закричал он. Колыхнулось пламя догоравшей свечи, метнулись тени по углам. Толика не было.
Распахнулась дверь, в комнату просунулся заспанный встрепанный Сергей в нижнем белье, с накинутой на плечи курткой, с включенным фонариком, с ТТ в руке; мигом оценил ситуацию.
— Батя… Бать… Успокойся, а?
— Откуда он мог это знать? Где он??…
— Да кто? Ты тут один. Толян давно уже ушел поди. Пап… Ты допьешься такими темпами! Тебя уже глюки посещать стали, да? Ты что на всю Башню тут в одиночку орешь??
Вот скажите мне, есть хоть что-то подобное у того же Круза? Хоть чуть-чуть похожее? Ответ - нет. У него все просто, как рельс - фанерный герой прет вперед по колено в стрелянных гильзах, отстреливая орды зомби/врагов\психов, останавливаясь только ради того, чтобы "похвастаться" перед читателем очередной обновкой - то стволом с крутой оптикой, то внедорожником с высоким клиренсом.
И никаких тебе сомнений, сожалений, рефлексий... Порой складывается впечатление, что читаешь новеллизацию очередного голливудского боевика, где на полтора часа экранного времени 95% это экшн, а оставшиеся 5% - прелюдия к оному.
Или другой пример. Один из показателей таланта писателя - внимание автора к мелочам,. Вот пример такой литературной скрупулезности из "КБ":
Несмотря на все «разногласия» с батей, Граф его по-своему любил, — потому что именно батя c ним гулял, потом дома мыл ему лапы, кормил вкусняшками. Мама запрещала давать ему колбасу или куриные косточки, потому что она прочитала в какой-то книге, что собаки должны кушать только «сбалансированный» корм; но Граф не любил «сбалансированный», он любил именно куриные косточки или колбасные очистки, которые ему потихоньку скармливал батя. Это была постоянная картина — батя обедал за столом, а Граф на задних лапах, опершись передними бате в колено, преданно смотрит ему в лицо и провожает скорбным взглядом каждый кусок, исчезающий у бати во рту. Мама рассказывала прочитанное, что чи-хуа-хуа постоянно живут с человеком, в его жилище, чутко улавливают интонации и имеют выразительную мимику. Это верно. Тут нужно было обладать каменным сердцем, чтобы вынести осуждающе-непонимающий собачий взгляд, как будто говорящий: «Я не представляю, как вы можете спокойно кушать, когда рядом стоит голодная, такая дорогая, за валюту приобретенная, собачка! Как вам не стыдно!»
Прочитаешь такое и ощущается атмосфера реальной жизни, а не постапокалиптического блокбастера, где герои только и делают, что стреляют и выживают.
К чему я это пишу? Да к тому, что вообще говоря Андрей Круз в своих лучших книгах это
твердый средний уровень современной российской постапокалиптической фантастики. Мало того, Круз умудрился получить небезызвестную литературную премию
"Меч без имени", которую в свое время получил такой талантливейший автор как Павел Корнев.
Для тех, кто не понял, повторю еще раз:
ДАЖЕ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ ФРАГМЕНТОВ ПОНЯТНО, ЧТО ПАВЕЛ ДАРТС КАК АВТОР НА ГОЛОВУ ВЫШЕ АНДРЕЯ КРУЗА, КОТОРЫЙ ИЗДАЕТСЯ БОЛЬШИМИ ТИРАЖАМИ И ЯВЛЯЕТСЯ ЛАУРЕАТОМ ПРЕСТИЖНОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ!
И после этого кто-то еще пишет, что "Дартс не читаем в принципе"!!!