===
ЗАЧЕМ МОСКВЕ СВЕРГАТЬ ЛУКАШЕНКО?
Зачем Москве свергать Лукашенко?
После Крыма в белорусской публицистике и блогосфере появилось много алармистских прогнозов относительно того, что Беларусь в скором времени может повторить судьбу украинского Крыма. Вот появился еще один. На этот раз в виде аналитического доклада. Арсений Сивицкий и Юрий Царик от имени Центра стратегических и внешнеполитических исследований делают вывод: «Сейчас вероятность того, что российское руководство примет (или приняло) решение о провоцировании внутреннего конфликта и / или насильственному изменению конституционного строя в Республике Беларусь, является высокой».
Надо сказать, что доклад появился очень вовремя. Конфликт между Беларусью и Россией достиг своего пика. Поэтому выводы Сивицкого и Царика попадают точно в фокус общественного внимания и будут восприниматься очень позитивно.
Однако позволю себе не согласиться с главным выводом, который делают уважаемые авторы доклада. Первый вопрос, который возникает сразу после прочтения документа — зачем Москве менять конституционный строй Беларуси или даже заменять Лукашенко на другого диктора?
Хотя глава Беларуси и проявляет нрав, ссорится с Путиным — ну так впервые ли? Уже более 20 лет тянутся белорусско-российские конфликты. Возможно, они действительно приобрели новый уровень, но пока Лукашенко не переступил «красную линию», которая негласно существует. Беларусь не выходит из тех интеграционных объединений, которые создала Москва: из Союзного государства, ОДКБ, ЕАЭС. Да, Кремль не совсем доволен Лукашенко, но пока считает достаточным те меры прищучивания, которые сейчас применяет: сокращение поставок нефти, задержка выделения кредита и другие. К тому же нынешний кризис в двусторонних отношениях более дискомфортен для Беларуси, чем России. Для Москвы сейчас этот кризис не горит, она может подождать. Это для Беларуси он очень болезненный в экономическом смысле.
Теперь Россия планирует нормализовать отношения с Западом. В Москве большие надежды на нового президента США Трампа, а также на результаты президентских выборов во Франции и парламентских выборов в Германии. Кремль прогнозирует, что летом западные экономические санкции против России будут отменены. Что действительно очень реально. А силовые действия РФ против Беларуси точно сорвут все эти расчеты и планы.
Второй вопрос. Если Москва, по версии Сивицкого и Царика, постановила решить белорусский вопрос силовым путем, то как это сделать? Ввести танки и осуществить классическую оккупацию Беларуси по крымскому сценарию? Это очень брутально даже для нынешнего российского руководства. Ведь повлечет за собой не только новый кризис в отношениях с Западом, но и развал ОДКБ, и ЕАЭС и даже СНГ.
Но, как я понял авторов доклада, Москва будет делать ставку не на прямую агрессию, а на «гибридные методы», на дестабилизацию Беларуси. Значит, возьмут на вооружение донбасский сценарий. Но в Украине это удалось в условиях фактического развала государственных институтов, чего в Беларуси и близко нет.
А главная проблема заключается в том, что дестабилизация существующего режима в Беларуси может привести к неожиданному результату, совершенно не к тому, чего хотели бы в Москве. Ведь хаосом управлять невозможно. Дестабилизация вызовет процессы, которые начнут развиваться по своей собственной логике. Ослабление власти разрешит выйти на политическую арену всем силам, а не только пророссийским организациям. Например, выйдет из андеграунда проевропейская оппозиция, которая, при всей ее слабости, на сегодняшний день более организованная и влиятельная, чем какие-то пророссийские силы. Да и Запад не будет стоять в стороне, когда здесь начнутся какие-то процессы. В результате может получиться, что вместо Лукашенко во главе страны станет не пророссийский, а прозападный политик.
Подобные прецеденты уже были. Например, Россия была очень недовольна президентом Грузии Шеварднадзе и помогла его сбросить во время «революции роз» 2003 года. Новым президентом стал Михаил Саакашвили. Что произошло потом, всем хорошо известно. Или в Молдове Россия сильно поддерживала приход к власти коммуниста Воронина, который считался пророссийским политиком. А в результате Воронин взял курс на присоединение Молдовы к Евросоюзу. Да и украинский Янукович, которого Россия активно поддерживала, чуть не заключил договор с ЕС об ассоциации. Да что говорить, если даже в полностью марионеточной Абхазии и Южной Осетии Россия не может полностью управлять избранием нужного ей человека на пост президента, каждые выборы заканчиваются там скандалами и взрывом общественного недовольства, которые ставят эти полугосударственные образовании почти на границу гражданской войны.
Думаю, Москва хорошо изучила эти уроки и понимает, что любая дестабилизация Беларуси — это риск с неконтролируемыми последствиями. Даже с учетом того, что последние три года во внешней политике России большой элемент иррациональности, в Кремле хватит здравого смысла, чтобы не будить лихо…
Но тут возникает другой вопрос. Если руководствоваться логикой доклада Сивицкого и Царика, то какие практические выводы напрашиваются?
Кажется, только один: всем белорусам нужно защищать Лукашенко, объединяться вокруг него и не пытаться раскачивать лодку, устраивать дестабилизацию, играть в оппозицию. Разумеется, сами авторы такого вывода не делают. Однако любые аналитические усилия имеют свою логику, независимо от желания их авторов.
Валерий Карбалевич