Неожиданное продолжение давнего разговора. Так почему русские так нелогично воюют? Запад знает ответ
"Русский солдат отличается абсолютным презрением к жизни и к смерти, которое неспособен понять западный человек. Русскому ничего не стоит идти вперед по трупам сотен своих товарищей по оружию, с тем же равнодушием он хоронит мертвых соратников и столь же безразлично встречает собственную смерть. Жизнь для него не имеет особой ценности, и он с легкостью от нее отказывается".
Из мемуаров немецкого генерала Ф. В. Меллентина.
Наверное, читатели помнят мой давний уже материал (на АШ Почему русские так нелогично воюют? ) под похожим названием. Тогда я публично ответил знакомому из США на его вопрос об истоках героизма русского, а для американцев мы все русские (и это правильно). Габриэль (Gabriel), именно так зовут моего знакомого, задал вполне американский вопрос. Суть вопроса в полной нелогичности русского героизма.
В общем-то, наше дальнейшее общение не было обременительно. Редкие разговоры "за жизнь", не более того. Но вот сегодня я получил от Габриэля ссылку на статью, которую он мне очень рекомендовал почитать. Именно в свете того давнего материала. Статья опубликована в американском издании The New Republic 26 сентября (перевод на ИноСМИ
inosmi.ru/longread/20171002/240391135.html).
Честно скажу, мне интересны публикации автора этого материала. Просто потому, что я иногда натыкаюсь в различных изданиях на её выводы и прекрасно знаю политические пристрастия данной дамы. Софи Пинкхем — достаточно активный и плодовитый наш "летописец". И надо признать, достаточно грамотный и интересный для специалистов.. Но уже название материала заставило меня читать дальше. "Внешняя политика Путина основана на масштабном мифе о предательстве и искуплении". Мне стало понятно, почему Габриэль решил познакомить меня с этой точкой зрения.
Есть и ещё одна причина, почему я решился вновь поднять эту тему. Не могу вспомнить, но на прошлой неделе в каком-то ток-шоу я услышал фразу одного из представителей ЕС о том, что у нас в России вновь людей готовят к войне. Что-то вроде "русские сегодня уже готовы напасть на демократические страны, и потому мы вас боимся"... С одной стороны вроде полная глупость. А с другой стороны? Я сам себе задавал вопрос о собственной готовности пойти воевать... И ответ-то был... в пользу представителя ЕС. Я действительно пойду, но если на нас нападут. Я действительно не боюсь войны...
И знаете, нашелся ответ на этот парадокс. Я за мир, но воевать пойду. При всех своих болячках и травмах. При всех болезнях. Точнее, ответ мне подсказала ваша, уважаемые читатели, реакция на гибель генерала и двух полковников в Сирии. Кстати, очень покоробило то, что о полковниках мы как-то умалчиваем. Но это эмоции. А ответ гораздо проще.
Один мой знакомый, преподаватель престижного вуза, типичный интеллигент-очкарик, а в прошлом подполковник-танкист, зам. командира полка, четко поставил все точки над Ё. "А куда мы денемся? Мы же офицеры!" Не хочет Сергей воевать. Понимает, как и большинство отставников, что воевать им в лучшем случае месяц... А реально — один бой. Он просто готов пожертвовать собой для победы тех молодых пацанов, которых мы воспитали. Чтобы дать хоть один день для их подготовки к боям... Тех, кто ещё не знает, что они великие тактики и стратеги. Как это было 75 лет назад. Вот он, ответ. Русские не готовы воевать с кем-то ради войны. Но русские всегда готовы пожертвовать собой ради общей победы.
Статья Софи Пинкхем не рассчитана на нас. Она для внутриамериканского потребления. Потому и будет интересна именно нам. Но заниматься пересказом не буду. Всегда считал и своего мнения не изменю, наверное, никогда, что читать необходимо первоисточник. Пусть даже в не очень хорошем переводе. А вот обратить внимание на некоторые идеи статьи стоит. Попробуйте почувствовать себя настоящим американцем, для которого Россия чисто абстрактная, дикая страна, которая спит и видит мировой апокалипсис. Или, наоборот, Россия — неизвестная страна, которая всегда побеждает.
Понятно, что среди русских найти автора, который бы как-то объяснил особенности русской души, сложно. Единственный авторитет в этой области — граф Толстой. В какой-то степени — Достоевский. А современных авторов в России не может быть по определению. Потому позволю себе "украсть" у Софи ссылки на авторов, которые помогли ей нас "узнать изнутри". Кстати, советую почитать и эти работы. Именно они легли в основу всех рассуждений автора.
"Рассматривают этот вопрос две недавно вышедшие книги: «Россия: история войны» («Russia: The Story of War») Грегори Карлтона (Gregory Carleton) и «Ближнее зарубежье: Путин, Запад и конфликт из-за Украины и Кавказа» («Near Abroad: Putin, the West and the Contest Over Ukraine and the Caucasus») Джерарда Тоала (Gerard Toal)".
Идея о том, что мы отличаемся от европейцев, бытовала в Европе всегда. Практически с самого зарождения российской государственности. Т. е. автор не претендует на американскую исключительность в этом вопросе. Американцы получили своё отношение к России в "наследство". В принципе, спорить с данным фактом сложно. Да и не стоит. Мы действительно для Запада сложны.
Сложны своей способностью к возрождению. Своим историческим опытом побед. Наверное, своим отношением к жизни и смерти. Для западного человека сложно понять восприятие жизни россиянами. Мы рассматриваем себя до сих пор как часть нашего рода. Но рода не просто как семьи, а как чего-то более большего. Глобального. Народа России в целом. Американцы же всюду повторяют одну, может быть, и правильную, фразу. Человек важен сам по себе. Каждый человек. Софи приводит знаменитое высказывание немецкого генерала Меллентина о русском солдате:
"Русский солдат отличается абсолютным презрением к жизни и к смерти, которое неспособен понять западный человек. Русскому ничего не стоит идти вперед по трупам сотен своих товарищей по оружию, с тем же равнодушием он хоронит мертвых соратников и столь же безразлично встречает собственную смерть. Жизнь для него не имеет особой ценности, и он с легкостью от нее отказывается".
Знаете, на чем построена русская национальная идея, которую мы сами все ещё не можем ясно сформулировать? Мы не можем, а вот "умный Запад" уже давно выложил эту идею на блюдечке с голубой каемочкой. Так вот, наша национальная идея построена на постоянно внушаемом нам кем-то мифе о предательстве России Западом и спасении этого самого Запада от собственных самоубийственных идей и философских течений.
Нам постоянно угрожают соседи. То с востока, то с запада, то с юга. И мы постоянно обороняемся. Наверное, это и стало причиной, по мнению автора статьи, нашего специфического отношения к миру.
Интересен анализ нашей истории в исполнении американцев. Отбросим придирки и попробуем разобраться. Наша территория (!) слабо заселена была всегда. И, соответственно, была лакомым куском для соседей. Первыми нас завоевали монголы в 13 веке.
Дальше начинается совершенно непонятная для русских вариация размышлений. Оказывается, Европа нас предала и не помогла Руси только в российской версии истории. На самом же деле, к примеру, те же шведы и Тевтонский орден, напав на северо-запад русского государства, не захваченный монголами, сделали русским великий подарок!
Да-да. Именно так. Нам подарили одного из первых российских героев — Александра Невского! Точно так же, своим неучастием в войне с монголами Европа подарила нам Дмитрия Донского в 1380-м... Правда, с точки зрения западного человека, если хотите, коллективного Запада, Донской — не герой. Ведь иго продолжалось ещё сотню лет. Донской — очередной "продукт" российской пропаганды. Для прагматичного Запада важен результат сегодня. Перспектива и влияние на дальнейшие события не важны.
Кстати, как мне кажется, в этом и есть реальные различия нашего восприятия событий. Мы, как бы это выразить поизящнее, видим перспективу. Смотрим вдаль, в будущее. Запад же смотрит в "сейчас" и "сегодня". Потому и понять нас стремится именно с точки зрения этого самого "сегодня". Припала Россия в 90-е на одно колено — вот она, великая победа Запада. Встала после 2000-х — караул. Варвары опять угрожают!
Спасибо американским исследователям нашей души хотя бы за то, что признают ведущую роль России в разгроме Наполеона и фашистской Германии. Однако не подумайте об исторической справедливости и в этом вопросе. Россия разгромила фашизм ценой великих жертв. Но каких жертв? Жертв, вызванных некомпетентностью и жестокостью военного и государственного руководства! Не политикой Гитлера по отношению к нашему мирному населению, а именно нашим отношением.
Песня довольно старая. В России данная пластинка отыграла ещё в конце прошлого века. Многие помнят выступления тогдашних политиков. Именно так и говорили нам. Именно тогда и появились те, кто и сегодня, в канун Дня Победы, публикует "ужасающие факты" о сталинском режиме.
Мы, россияне, верим только себе. Миф, по мнению госпожи Пинкхэм, о постоянном предательстве настолько силен, что в нас генетически заложена эта вера. Вера в собственные силы. Вера в собственного солдата. Вера в стойкость и силу русского духа.
"Это еще одна важная и характерная черта российской национальной идеи: Россия всегда спасает мир и никогда не получает за это благодарности. Каждый раз ее ждет только очередное предательство".
Далее автор делает интересный вывод об истоках постоянного противостояния России и США. Действительно интересный! Противостояние вызвано... идентичностью наших национальных мифов! Россияне и американцы "заражены" одной и той же идеей. Идеей спасения мира! И спасаем мы этот мир друг от друга.
А враждебная риторика в отношении США в России и, наоборот, в США по отношению России есть производная от именно данной идеи. Кстати, многомесячная борьба за "чистоту американских выборов" из этой же серии. Борьба за Украину, Грузию, Крым, Молдову тоже. Ищем врага там, где он, в нашем сознании, был всегда.
Статья Софи на этом не заканчивается. Там действительно много интересного. И про сегодняшний день. И про вчерашний. Про Украину, Грузию. Но в контексте моей статьи это не так важно. А вот вывод из статьи интересен. Автор, как и положено американке, обращается к собственным согражданам. Но мне кажется, нам тоже стоит подумать над данным выводом.
"Сравнение двух нарративов о войне — российского и американского — показывает, насколько сильно национальные мифы сбивают страны с толку. Мы осуждаем лицемерие России, считающей, что она воюет из гуманитарных соображений, но делаем вид, что, нападая на Ирак, Ливию, или Сирию, распространяем демократию и права человека. Мы высмеиваем российский параноидальный страх перед иностранными агрессорами — и устраиваем панику из-за слухов о том, что Россия якобы мошеннически повлияла на наши президентские выборы. Мы возмущаемся размером российской армии, забывая о том, что наша армия на порядок больше. Представлять, как Россия видит себя, нужно не только для того, чтобы лучше понимать российское поведение. Это также помогает нам развеивать наши тщательно выпестованные иллюзии о нас самих".
Вот такое неожиданное продолжение получил материал, который написан давно, но, оказывается, все ещё обдумывается интересующимися людьми. И спасибо Габриэлю за ссылку. Статья написана о новых книгах, но статья написана и о нас. Русских и американцах. Вправду есть о чем подумать!
Александр Ставер