Среди того, что вы хотели бы знать об авианосцах, но боялись спросить, является тот забавный факт, что по ударной мощи (имея в виду под ней способность доставить определенное количество боеприпасов на расстояние s за время t) авиакрылья атомных авианосцев сегодня уступают авиакрыльям старых «Мидуэев» на 1990-й год. Почему? Разумеется, потому что в 1997 году ВМС США списали Grumman A-6 Intruder.
Пять боевых эскадрилий, которые нес «Мидуэй» в своих последних походах, включали в том числе две эскадрильи «Интрудеров».
Что такое «Интрудер»?
Если совсем просто, то на 750 км от авианосца «Интрудер» отвезет 4,6 тонн бомб, тогда как «Супер Хорнет» - две. На 1500 км «Интрудер» отвезет тонну, тогда как «Супер Хорнет» на это расстояние отвезет две ракеты «воздух-воздух» малой дальности, и все. С дозаправкой «Интрудер» с тонной нагрузки сходит на 2000 км, «Супер Хорнету» для этого потребуется минимум две, а для надежности – три дозаправки.
Дозаправка отдельная тема.
«Мидуэй» на 2000 км при наличии на борту 8 KA-6D (тот же «Интрудер» по старости переделанный в танкер) мог собственными силами послать на 2000 км две последовательные волны по 8 А-6Е и два «Проулера» в каждой, для «Нимица» или «Форда» сегодня это собственными силами недоступно, если не извращаться с многоступенчатой заправкой, когда часть танкеров заправляет танкеры же, и они, в свою очередь, передают топливо ударной машине, что сразу резко сокращает потенциал. В результате авианосцу начинает требоваться «внешний» заправщик – большой танкер в лице KC-10 или KC-135 из состава "сухопутных" ВВС США – так обеспечивалась работа палубных самолетов над Афганистаном.
Компенсирует ли это прогресс в вооружениях? Нет. Доживи «Интрудеры» до сего дня в вариантах A-6F или A-6G, они бы тоже имели весь этот набор включая JDAM и JASSM, которые по-прежнему могли бы доставить в большем количестве на большее расстояние.
В целом это вопрос о потребности в специализированной ударной машине. При близких массогабаритных параметрах с «Супер Хорнетом», «Интрудер», оптимизированный для дозвуковых скоростей, и не рассчитанный на воздушный бой, несет больше топлива, и меньше его расходует, что и дает превосходство в дальности и нагрузке.
… А если «Нимиц» сравнить не с «Мидуэем», а с самим собой образца 1990 года, то обнаружатся интересные вещи и в части возможностей дальней ПВО – рубежи и количество оружия на этих рубежах у списанных «Томкэтов» и наличных «Супер Хорнетов» и F-35С разнятся совсем не в пользу двух последних, и в части ПЛО – после ухода S-3 Viking американские авианосцы утратили способность самостоятельного обеспечения дальней противолодочной обороны. Для этого можно вызвать с берега базовый противолодочный «Посейдон», но он не входит ни в состав авиакрыла, ни в АУГ, и вообще может иметь другие задачи, чем поддержка АУГ. Возможно, более приоритетные.
Это было бы не страшно, если бы Штатам и дальше надо было жить в режиме, не предполагающем для авианосцев задач сложнее, чем «обеспечить постоянное дежурство над Кабулом». Но задачи несколько изменились.
А так да, компьютеры и прогресс в оружии это хорошо, но сами по себе, в отрыве от конкретных самолетов, которые должны это оружие доставлять к цели, они не значат ничего.