Павел Дартс

авторский сайт

Get Adobe Flash player

Вы не авторизованы.

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Добро пожаловать на форум!

ТЕМА: Оружие

Оружие 4 года 1 нед. назад #101

  • Plombir
  • Plombir аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 31056
  • Спасибо получено: 18973
  • Репутация: 131
Безнадёжный пациент пишет:
mrking пишет:
Вот Эдуард Овечкин много и интересно пишет про службу на такой Акуле. Как раз раздел называется "Акулы из стали"
legal-alien.ru/

Почитал... Чуть кипятком не обоссался!!!!
"Ну куда можно сослать офицера с Северного флота, с атомной подводной лодки из города с населением в десять тысяч человек? Чем ему можно угрожать, если ему зарплату и так три раза в год выдают?"

Н-н-да....

В общем всё так и было...
Я б не поверил, но в 90-е сам был дома у одного друга, подводника, в Рыбачьем. Он был кап-два, то есть подполковник по армейскому, зам.командира лодки - какой я не интересовался. Но ясно что атомной - в Рыбачьем их база.
Двухэтажный дом-барак х.з какого года постройки, лестницы в подъезде деревянные, поломаные стёртые ступени, из подвала несёт затхлостью - подвал залит водой...
Так в СССР (в позднем СССР) жили люди, "державшие атомный меч Империи"... :blink:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 4 года 1 нед. назад #102

  • Plombir
  • Plombir аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 31056
  • Спасибо получено: 18973
  • Репутация: 131
Как-то прошло без особой помпы, почти незаметно:

===
В Минобороны рассказали о принятом на вооружение в России лазерном оружии

2 августа 2016, 18:24

Российским военным уже поступили образцы вооружений, основанные на новых физических принципах, ранее считавшиеся фантастикой. Речь идёт, в частности, о лазерном оружии. Об этом заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов на юбилее Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики.

«Это не экзотика, не экспериментальные, а опытные образцы — мы уже приняли на вооружение отдельные образцы лазерного оружия», — цитирует слова Борисова РИА Новости.

Ранее Борисов сообщил, что подобное высокотехнологичное оружие во многом определит облик российской армии в соответствии с новой государственной программой вооружений до 2025 года.

RT
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 4 года 1 нед. назад #103

  • Plombir
  • Plombir аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 31056
  • Спасибо получено: 18973
  • Репутация: 131
==
Проверка на исправность старого револьвера




Револьвер представляет собой довольно простое механическое устройство. Приступая перед покупкой к осмотру, убедитесь, что оружие разряжено и оцените его внешний вид в целом. В порядке ли винты и плотно ли прилегает боковая крышка? Заметны ли вмятины либо явные следы грубого или небрежного обращения?

Откиньте барабан и осмотрите канал ствола и дульный срез. Изготовленные после Второй Мировой револьверы должны иметь чистый канал ствола без вздутий, однако особенно важно состояние дульного среза, так как он напрямую влияет на кучность оружия.

Кроме того, стволы револьверов чистят с дульной стороны, поэтому небрежная чистка может нанести сильные повреждения дульному срезу, так что эту область следует осмотреть особенно тщательно. Если револьвер использует боеприпасы «магнум», пульный вход подвергается эрозии значительно сильнее, чем у оружия под обычные патроны.

Ищите микроскопические раковины и трещины в этой области, создаваемые «пескоструйным» эффектом несгоревших частиц пороха и «магнумных» давлений. Если вы планируете постоянно использовать патроны полной мощности, осмотрите данный участок очень внимательно.

Закройте барабан и проверьте подгонку шарнира к рамке. Если при защёлкнутом барабане осторожно покачать его влево/вправо, то шарнир при этом шевелиться не должен, он может лишь чуть сдвинуться.

Лучше всего, если шарнир останется неподвижным, небольшое смещение тоже терпимо, а вот заметный люфт обозначает необходимость «лечения». Попробуйте несильно пошатать барабан вперёд и назад, чтобы проверить его продольный люфт.

Незначительный сдвиг приемлем, а вот сильное шатание — повод повременить с покупкой, так как данный дефект в процессе эксплуатации увеличивается. Впрочем, оружейник легко может исправить эту проблему. Если барабан и его стопор хорошо подогнаны друг к другу, барабан проворачиваться практически не будет. Опять-таки, минимальный допуск допустим, а вот большой должен насторожить.

Офицерский и Укороченный Нанагы.jpg

Откройте барабан и аккуратно прокрутите его, следя за прецессией — его, а также стержня экстрактора. Любые перекосы потребуют ремонта. Люфт между стволом и барабаном и зеркальный зазор определяются при помощи толщиномера, тем не менее, минимальное превышение допусков не вызывает особенных проблем.

Во времена дымных порохов люфт между стволом и барабаном и зеркальный зазор устанавливались равными порядка 0,254 мм, при этом обеспечивалась возможность небольшого смещения барабана вперёд/назад, эти меры использовались для компенсации неизбежного засорения деталей нагаром от дымного пороха.

Во времена бездымного пороха допуски были значительно уменьшены (до 0,0762 мм), а собственно люфт и зазор составили 0,1524 мм. Продольное перемещение барабана стало дефектом и, по большей части, было ликвидировано. Большие люфт и зазор (порядка 0,2286 мм) не столь уж и большая проблема, даже для «магнум» моделей.

Чем больше люфт между барабаном и стволом, тем интенсивнее подвергается эрозии верхняя перемычка рамки, однако эрозия достигает определённого предела, а затем прекращается. В любом случае, хорошо, когда все параметры находятся в пределах нормы, а если это не так — неплохо об этом знать.

При осмотре казённой части револьвера тоже рекомендуется замерить её износ. Давление патрона при выстреле постепенно стирает воронение с щитка за барабаном, либо же начинает его полировать, если револьвер из нержавеющей стали.

Если из оружия отстреляно много патронов, вокруг отверстия для бойка будет свободная от воронения область, размером с донце гильзы, а на воронёном покрытии щитка будут отпечатаны следы остальных патронов барабана. Заодно проверьте отверстие бойка на наличие задиров и эрозии, частые холостые спуски курка нередко вызывают задиры в данной области.

Одновременно удостоверьтесь, что казённик, сквозь который проходит отверстие бойка, надёжно закреплён в рамке. Закройте незаряженный барабан, взведите курок и несильно нажмите его вперёд. Если курок при этом сдвигается, то оружие нуждается в ремонте.

Револьвер Кольт Нью Сервис.jpg

Проверьте работу ударно-спускового механизма для каждой каморы барабана в режиме предварительного взвода курка — все детали должны двигаться без задержек. Проверьте согласованность вращения барабана и взвода курка, слегка прижав большим пальцем барабан и плавно взводя курок.

По приходу курка в крайнее заднее положение, стопор должен войти в выемку барабана. Если этого не происходит, то собачка, скорее всего, изношена, и её необходимо заменить либо отдать для регулировки оружейнику.

Системы Smith & Wesson и Ruger редко выходят из строя. Конструкция старых моделей Colt, таких, как Police Positive, Official Police, New Service и подобных предрасположена к износу собачки. Ударно-спусковые механизмы более современных моделей, таких как King Cobra и Anaconda лишены этого недостатка.

В большинстве случаев, небольшие проблемы с согласованием старых моделей Colt не сказываются при стрельбе самовзводом, а заметны лишь при предварительном взведении курка. Постепенно дефект нарастает и начинает сказываться и на самовзводном режиме.

Если револьвер успешно прошёл все эти испытания, и вы на самом деле задумываетесь о его немедленной покупке, попросите у продавца разрешения на холостой спуск для каждой каморы.

Проделайте эту операцию, чтобы удостовериться, что при стрельбе самовзводом усилие спуска ровное и одинаковое для каждой каморы. Если для некоторых камор наблюдается заедание, на это следует обратить внимание.

Некоторые проблемы, вроде низкой начальной скорости и сильного разброса пуль, невозможно обнаружить до посещения стрельбища.


mgewehr42.livejournal.com/24389.html
Последнее редактирование: 4 года 1 нед. назад от Plombir.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 4 года 1 нед. назад #104

  • Plombir
  • Plombir аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 31056
  • Спасибо получено: 18973
  • Репутация: 131
===
Проверка на исправность старого пистолета



Возможно, вам придётся пользоваться подержанным пистолетом. Стрельба сама по себе значительно не влияет на качества оружия. Ресурс современного пистолета составляют многие десятки тысяч патронов. Подавляющее число пистолетов выходит из строя вследствие неправильного технического обслуживания или морально устаревает задолго до выработки своего ресурса.

Итак, как проверить старый пистолет. Первым делом разрядите оружие. Вы можете производить любые манипуляции с пистолетом только после того, как собственноручно разрядили его. Если позволяют обстоятельства, разберите и слегка почистите оружие.

Начните со ствола. Просмотрите его канал на свет. Вы должны искать в первую очередь следы раздутия в виде тёмного кольца или полукольца. Такой ствол уже невозможно восстановить. Часто раздутие ствола очень трудно увидеть, но легко ощутить, проведя пальцами по его внешней поверхности. Дефект проявит себя по выпуклости металла на наружной поверхности ствола.

Изучая канал ствола, не пропустите следующие неисправимые дефекты: округление или выкрошенность углов полей нарезов, раковины от ржавчины, забоины в канале и в дульном срезе, растёртость ствола и особенно в дульной части. Ищите царапины, точки или пятна ржавчины, следы омеднения или освинцовывания ствола.

Пистолеты АПС и Вальтер П.38.JPG

Если вы не имеете возможности разобрать оружие, поступите следующим образом. Выньте магазин, отведите затвор и оставьте его на затворной задержке. Введите в окно затвора полоску белой бумаги и направьте туда пучок света. Посмотрите в канал ствола со стороны дульного среза.

Следующим этапом должна быть проверка основных частей пистолета на наличие т.н. «волосяных» трещин. При хорошем освещении осмотрите их при помощи мощной лупы. Обратите особое внимание на затвор и, особенно, на участки в районе углов окна для выброски гильз и на тонкую перемычку под этим окном. Эти трещины иногда приводят к внезапному разрушению оружия и ранению стрелка.

Далее проверьте ударно-спусковой механизм. Убедитесь в отсутствии самопроизвольного срыва курка с боевого взвода.

Встречается также скрытый дефект, приводящий к самопроизвольной автоматической стрельбе. Для его обнаружения выньте магазин (у пистолетов с магазинным предохранителем опустите пустой магазин на несколько миллиметров), взведите курок и нажмите на спусковой крючок. Теперь, не отпуская спусковой крючок, с силой отведите затвор назад и отпустите его. Курок должен остаться на боевом взводе. Если он находится в переднем положении — налицо один из опаснейших дефектов оружия.

Пистолет Стар Модель Б Супер.jpg

Проверьте, не выкрошен ли зацеп выбрасывателя, свободно ли он движется, сохранила ли упругость его пружина. Убедитесь, что ударник пистолета не сломан, что он свободно перемещается в своём канале и что боек ударника не скрошен.

Проверьте надёжную работу защёлки магазина. Неисправность этого механизма и самопроизвольное выпадение магазина при стрельбе в реальных условиях могут иметь самые неприятные последствия. Не забудьте проверить магазины — по вине магазина происходит наибольшее число задержек, это самая нежная и капризная часть пистолета.

Убедитесь в надёжной работе предохранителей и устройства плавного спуска курка с боевого взвода. Осмотрите прицельные приспособления — нет ли забоин или погнутостей, прочно ли удерживаются мушка и целик в своих пазах.

Затем можно приступать к проверке стрельбой. Первый выстрел из очень старого или «подозрительного» пистолета лучше производить со станка. Если это невозможно, по крайней мере, не держите оружие на уровне лица — у вас будет меньше шансов получить серьёзное ранение при внезапном разрушении частей пистолета. Недостаточно плотная хватка рукоятки пистолета иногда приводит к серийным задержкам, ошибочно принимаемым за неисправность оружия.

mgewehr42.livejournal.com/24620.html
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 4 года 2 дн. назад #105

  • Plombir
  • Plombir аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 31056
  • Спасибо получено: 18973
  • Репутация: 131
Последнее редактирование: 4 года 2 дн. назад от Plombir.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: oktogen, mrking

Оружие 3 года 11 мес. назад #106

  • Plombir
  • Plombir аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 31056
  • Спасибо получено: 18973
  • Репутация: 131
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 3 года 11 мес. назад #107

  • ШИВА
  • ШИВА аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 6365
  • Спасибо получено: 8162
  • Репутация: 116
Если стоит вопрос, делать или не делать, лучше сделать.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 3 года 11 мес. назад #108

  • Plombir
  • Plombir аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 31056
  • Спасибо получено: 18973
  • Репутация: 131
Старты Калибров



Как пишут в комментах на ютубе: "А результаты попаданий увидите завтра, на прессконференции госдепа"
Последнее редактирование: 3 года 11 мес. назад от Plombir.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 3 года 11 мес. назад #109

  • oktogen
  • oktogen аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 5360
  • Спасибо получено: 1162
  • Репутация: 53
По поводу того, почему не стоит списывать со счетов авиацию США.
Неплохой анализ характеристик для боя между Ф22 и наших 4++/4+/4.
Конечно не учтено, что ЭПР у хищника 22 вряд ли равно такой величине как указано, но, тем не менее...
Картинки можно посмотреть у аффтара
ihoraksjuta.livejournal.com/10307031.html
Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой



Сравнение истребителей разного поколения – давно является самой бездонной темой. Огромное количество форумов и публикаций склоняют чашу весов, как в одну, так и в другую сторону.

Не имея собственного серийного истребителя пятого поколения, практически 99% форумных баталий и публикаций различных авторов в РФ сводятся к тому, что машины поколения 4+, 4++ прекрасно справляются с давно серийной машиной F-22.



В 50-е, 70-е годы дискутировать о том, к какому поколению относится та или иная машина, было весьма не благодарным занятием. Многие старые машины модернизировались и подтягивали свой потенциал к более современным. Однако четвертое поколение уже можно обрисовать достаточно точно. Не в последнюю очередь на его концепцию повлияла война во Вьетнаме (уже никто не рассуждал, что пушка не нужна, и никто не полагался только на дальний бой).

Машина четвертого поколения должна обладать высокой маневренностью, сильной РЛС, возможностью применять управляемое оружие, обязательно двухконтурными двигателями.

Первым представителем четвертого поколения стал палубный F-14. Машина обладала рядом явных преимуществ, но была, пожалуй, аутсайдером среди самолетов 4-го поколения. Сейчас ее уже нет в строю. В 1972 свой первый полет совершил истребитель F-15. Это был именно самолет завоевания превосходства в воздухе. Со своими функциями он справлялся превосходно, и равной ему машины в те годы не было ни у кого. В 1975 совершил первый полет наш истребитель четвертого поколения – Миг-31. Однако он, в отличие от всех остальных четверок, не мог вести полноценный маневренный воздушный бой. Конструкция самолета не предполагала серьезных перегрузок, которые неизбежны при активном маневрировании. В отличие от всех «четверок», эксплуатационная перегрузка которых достигала 9G, Миг-31 выдерживал только 5G. Поступив на серийное производство в 1981, через пять лет после F-15, он не являлся истребителем, а был именно перехватчиком. Его ракеты обладали большой дальностью, но были не способны поражать высокоманевренные цели, такие как F-15, F-16 (причину этого рассмотрим ниже). Задачей Миг-31 была борьба с разведчиками и бомбардировщиками противника. Возможно, отчасти, благодаря уникальной на тот момент РЛС, он мог выполнять функции командного пункта.

В 1974 совершает первый полет, а в 1979 поступает на вооружение еще один истребитель четвертого поколения F-16. На нем впервые применена интегральная компоновка, когда фюзеляж вносит свой вклад в создание подъемной силы. Однако F-16 не позиционируется как самолет завоевания превосходства в воздухе, эту участь полностью оставляют тяжелому F-15.

К тому времени у нас нечего было противопоставить Американским машинам нового поколения. Первый полет Су-27 и Миг-29 состоялись в 1977г. К тому моменту F-15 уже поступил в серийное производство. Противостоять «Орлу» должен был Су-27, однако с ним все шло не так гладко. Изначально крыло на «Сушке» было создано своими силами и получило так называемую готическую форму. Однако первый же полет показал ошибочность конструкции – готического крыла, приводившей к сильной тряске. В итоге на Су-27 пришлось в спешном порядке переделывать крыло на разработанное в ЦАГИ. Которое уже было поставлено на Миг-29. Поэтому Миг поступил в эксплуатацию немного раньше в 1983, а Су в 1985г.

К началу серийного производства «Сушки», F-15 уже долгие девять лет полным ходом был на конвейере. Но примененная интегральная компоновка Су-27, с точки зрения аэродинамики, была более продвинутой. Также применение статической неустойчивости в какой-то мере привело к повышению маневренности. Однако, вопреки мнению многих, этот параметр не является определяющим маневренное превосходство машины. К примеру, все современные пассажирские Airbus делаются также статически неустойчивыми, и при этом они не показывают чудес маневрирования. Так, что это скорее особенность Сушки, чем явное преимущество.

С появлением машин четвертого поколения все силы были брошены на пятое. В начале 80-х особенных потеплений в холодной войне не наблюдалось, и никто не хотел потерять свои позиции в истребительной авиации. Разрабатывалась так называемая программа истребителя 90-х. Получив самолеты четвертого поколения немного раньше, американцы имели в ней преимущество. Уже в 1990, еще до полноценного развала Союза, совершил первый полет прототип истребителя пятого поколения YF-22. Его серийное производство должно было начаться в 1994, но история внесла свои коррективы. Союз распался, и главного соперника США не стало. Штаты прекрасно понимали, что современная Россия 90-х не способна создать самолет пятого поколения. Более того, не способна даже производить масштабно самолеты поколения 4+. Да и большой надобности в этом наше руководство не видело, так как запад перестал быть врагом. Поэтому темпы доведения конструкции F-22 до серийного варианта были резко снижены. Объем закупок упал с 750 машин до 648, а производство отодвинули на 1996г. В 1997 было очередное сокращение партии до 339 маши, и одновременно стартовало серийное производство. На приемлемую мощность в 21шт в год, завод вышел в 2003г., однако в 2006 планы закупок сократили до 183 единиц. В 2011 был поставлен последний «Раптор».

Истребитель девяностых в нашей стране, шел с опозданием от основного конкурента. Эскизный проект МИГ МФИ был защищен только в 1991г. Развал Союза затормозил, и без того отставшую, программу пятого поколения и опытный экземпляр поднялся в небо только в 2000г. Однако сильного впечатления он на запад не произвел. Для начала его перспективы были слишком туманны, испытаний соответствующих РЛС и доведения современных двигателей не было. Планер Мига даже визуально нельзя было отнести к СТЭЛС машинам: применение ПГО, обширное применение вертикального оперения, не показанные внутренние отсеки вооружения и т.д. Все это наводило на мысли, что МФИ лишь прототип, очень далекий от реального пятого поколения.

Благо рост цен на нефть в 2000-х дал возможность нашему государству заняться в плотную самолетом пятого поколения, с соответствующей поддержкой. Но не МИГ МФИ, не С-47 «Беркут» не стали прототипами для нового пятого поколения. Безусловно, опыт их создания был учтен, но самолет построили совершенно с нуля. Отчасти из-за большого количества спорных моментов в конструкции МФИ и С-47, отчасти из-за слишком большой взлетной массы и отсутствия подходящих двигателей. Но в итоге мы получили пока еще прототип Т-50, ибо серийное производство его не начато. Но о нем поговорим в следующей части.

Какие основные отличия от четвертого поколения должно иметь пятое? Обязательно маневренность, большая тяговооруженность, более совершенная РЛС, многофункциональность и малая заметность. Перечислять разные отличия можно долго, но на самом деле все это далеко не важно. Важно лишь то, что пятое поколение должно иметь решающие преимущества над четвертым, а как - это уже вопрос к конкретному самолету.

Пора перейти к непосредственному сравнению самолетов четвертого и пятого поколения. Воздушное столкновение можно условно разделить на два этапа – это дальний воздушный бой и ближний воздушный бой. Рассмотрим каждый из этапов по отдельности.


Дальний воздушный бой


Что важно при дальнем столкновении. Во-первых, это осведомленность от внешних источников (самолеты ДРЛО, наземные станции локации), что не зависит от самолета. Во-вторых, мощность РЛС - кто первый увидит. В-третьих, малая заметность самого самолета.
Самый большой раздражитель общественного мнения в РФ – это малая заметность. Только ленивый не высказывался по этому поводу. Как только не кидали камни в сторону F-22 по поводу его малой заметности. Можно привести ряд аргументов, стандартного Российского Патриота:
- его прекрасно видят наши старые метровые радары, F-117 же сбили Югославы
- его прекрасно видят наши современные радары от С-400/С-300
- его прекрасно видят современные радары самолетов 4++
- как только он включит свой радар – его тут же заметят и собьют
- и т.д. и т.п….

Смысл у этих аргументов один: «Раптор» ни что иное как распил бюджета! Глуповатые Американцы вложили кучу денег в технологию «малой заметности», которая совершенно не работает. Но попытаемся разобраться в этом более детально. Для начала, мне больше всего интересно, какое дело стандартному Российскому Патриоту до бюджета США? Может он очень любит эту страну, и не видит в ней врага как остальное большинство?

По этому поводу есть замечательная фраза Шекспира: «Грехи других судить вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь».

К чему это сказано? Давайте посмотрим, что происходит в нашем авиапроме. Самый современный серийный истребитель поколения 4++ Су-35с. Он, как и его прародитель Су-27, не обладал элементами СТЭЛС. Однако в нем применен ряд технологий, позволяющих снизить ЭПР без существенных изменений конструкции, т.е. хоть чуть-чуть, но уменьшили. Казалось бы зачем? И так все даже F-22 видят.

Но Су-35 – это цветочки. Готовится к серийному производству истребитель пятого поколения Т-50. И что мы видим – планер создан по технологии СТЭЛС! Широкое применение композитов, до 70% конструкции, внутренние отсеки вооружение, специальная конструкция воздухозаборника, параллельные кромки, пара пилообразных стыков. И все это ради СТЭЛС технологии. Почему тут стандартный Российский Патриот не видит противоречий. Пёс с ним с «Раптором», что делают наши? Они наступают на те же грабли? Они не учли столь очевидных ошибок и вкладывают кучу денег в НИКОР, вместо модернизации самолетов четвертого поколения?

Но и Т-50 цветочки. Есть у нас фрегаты проекта 22350. Судно размером 135 на 16м. Он, по заявлению ВМФ построен с использованием технологии СТЭЛС! Огромное судно водоизмещением 4500 тонн. Зачем ему малая заметность? Или авианосец типа «Джеральд Р. Форд», так неожиданно тоже использует технологию малой заметности (ну тут понятно, опять распил, наверное).

Так может стандартному Российскому Патриоту начать со своей страны, где, похоже, распил еще похлеще. Или можно попробовать немного разобраться в теме. Может наши конструкторы не зря пытаются реализовать элементы СТЭЛС, может не такой это и бесполезный распил?

Обратиться за разъяснением, прежде всего, следует к самим конструкторам. В вестнике РАН была публикация под авторством А.Н. Лагарькова и М.А. Погосяна. По крайней мере, последняя фамилия должна быть известна всем, кто читает эту статью. Позволю себе дать выжимку из этой статьи:
«Уменьшение ЭПР с 10-15 м2 – типичного для тяжелого истребителя (Су-27, F-15) до 0,3м2 позволяет принципиально снизить потери авиации. Этот эффект усиливается, при добавлении к малой ЭПР средств радиоэлектронного противодействия».
Графики из этой статьи приведены на рисунках №1 и №2.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой

Рисунок №1


Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой

Рисунок №2


Похоже, конструктора оказались немного умнее стандартного Российского Патриота. Вся проблема в том, что воздушный бой не представляет собой некую линейную характеристику. Если расчетным путем мы можем получить на какой дальности та или иная РЛС увидит цель с определенным ЭПР – то реальность получается немного иной. Расчет максимальной дальности определения дается в узкой зоне, когда известно место определения объекта, и вся энергия РЛС концентрируется в одном направлении. Также у РЛС есть параметр диаграммы направленности (ДНА). Она представляет собой набор из нескольких лепестков, представлена схематически на рисунке №3. Оптимальное направление определения соответствует центральной оси главного лепестка диаграммы. Именно для него актуальны рекламные данные. Т.е. при обнаружении целей в боковых секторах, с учетом резкого уменьшения диаграммы направленности, разрешающая способность РЛС сильно падает. Поэтому оптимальный сектор обзора у реальной РЛС очень узок.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой

Рисунок №3


Теперь обратимся к основному уравнению радиолокации, рисунок №4. Dmax – показывает максимальную дальность определения объекта РЛС. Сигма – это есть величина ЭПР объекта. По этому уравнению мы можем рассчитать дальность обнаружения для любой, сколь угодно малой ЭПР. Т.е. с математической точки зрения все довольно просто. Для примера возьмем официальные данные по РЛС Су-35С «Ирбис». ЭПР=3м2 она видит на дальности в 350км. Примем ЭПР F-22 равной 0,01м2. Тогда расчетная дальность определения «Раптора» для РЛС «Ирбис» составит 84 км. Однако это все справедливо только для описания общих принципов работы, но не применимо в полной мере в реальности. Причина зарыта в самом уравнении радиолокации. Pr.min – минимально необходимая, или пороговая мощность приемника. Приемник РЛС не способен принимать сколь угодно малый отраженный сигнал! В противном случае, он бы видел одни шумы, вместо реальных целей. Поэтому математическая дальность обнаружения, не может совпадать с реальной, так как не учитывается пороговая мощность приемника.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой

Рисунок №4. Основное уравнение радиолокации.

Правда сравнение Раптора с Су-35с является не совсем честным. Серийное производство Су-35с было начато в 2011г., а в этом же году производство F-22 было закончено! До появления Су-35с «Раптор» уже целых четырнадцать лет стоял на конвейере. Более близкий по годам серийного производства к F-22 является Су-30МКИ. Он пошел в серию в 2000г., через четыре года после «Раптора». Его радар «Барс» был способен определять ЭПР 3м2 на расстоянии в 120 км (это оптимистичные данные). Т.е. «Хищника» он сможет увидеть на расстоянии 29 км., и это, без учета пороговой мощности.

Самым фееричным является аргумент со сбитым F-117 и метровыми антеннами. Тут обратимся к истории. В момент проведения «Бури в пустыни» F-117 совершил 1299 боевых вылетов. В Югославии F-117 совершил 850 боевых вылетов. В итоге из всех был сбит только один самолет! Причина в том, что с метровыми РЛС не все так просто как нам кажется. Мы уже говорили о диаграмме направленности. Самое точное определение – может обеспечить только узкий главный лепесток ДНА. Благо есть давно известная формула по определению ширины ДНА ф=L/D. Где L – длина волны, D – размер антенны. Именно поэтому метровые РЛС имеют широкие лепестки ДНА и не способны давать точные координаты цели. Поэтому от их использования все начали отказываться. Но метровый диапазон обладает меньшим коэффициентом затухания в атмосфере – поэтому способен просматривать дальше, чем сопоставимая по мощности РЛС сантиметрового диапазона.

Однако часты утверждения, что РЛС метрового диапазона не чувствительны к СТЭЛС технологиям. Но такие конструкции основаны на рассеивании падающего сигнала, и наклонные поверхности отражают любую волну, не зависимо от ее длины. Проблемы могут возникнуть с радиопоглощающими красками. Толщина их слоя должна быть равна нечетному числу четвертей длины волны. Тут, скорее всего, будет сложно подобрать краску и для метрового и для сантиметрового диапазона. Но самым важным параметром, для определения объекта остается ЭПР. Основными факторами определяющими ЭПР являются:
Электрические и магнитные свойства материала,
Характеристики поверхности цели и угол падения радиоволн,
Относительные размеры цели, определяющиеся отношением ее длины к длине волны.
Т.е. помимо прочего, ЭПР одного и того же объекта различна при разных длинах волн. Рассмотрим два варианта:

1. Длина волны несколько метров – следовательно, физические размеры объекта меньше длины волны. Для простейших объектов, попадающих под такие условия, есть формула расчета, представленная на рисунке №5.
Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой

Рисунок №5


Из формулы видно, что ЭПР обратно пропорциональна четвертой степени длины волны. Именно поэтому большие метровые локаторы и загоризонтные РЛС не способны обнаруживать небольшие самолеты.

2. Длина волны в районе метра, что меньше физического размера объекта. Для простейших объектов, попадающих под такие условия, есть формула расчета, представленная на рисунке №6.
Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой

Рисунок №6


Из формулы видно, что ЭПР обратно пропорциональна квадрату длины волны.

Упрощая приведенные формулы в учебных целях используется более простая зависимость:
Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой


Где СИГМАнат - ЭПР которые мы хотим получить расчетным путем, СИГМАмод - ЭПР полученная экспериментально, k - коэффициент равный:
Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой

В котором Lэ - длина волны, при экспериментальном ЭПР, L - длина волны для рассчитываемой ЭПР.

Из выше изложенного можно сделать достаточно прямолинейный вывод о длинноволновых локаторах. Но картина будет не полной, если не упомянуть, как определяется ЭПР сложных объектов в реальности. Ее невозможно получить расчетным путем. Для этого используются безэховые камеры, либо поворотные стенды. На которых ЛА облучают под разным углом. Рис. №7. На выходе получается диаграмма обратного рассеивания, по которой и можно понять: где происходит засветка, и какое будет среднее значение ЭПР объекта. Рис.№8.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой

Рисунок №7


Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой

Рисунок №8


Как мы уже разобрались выше, и как видно из рисунка №8 при увеличении длины волны диаграмма получит более широкие и менее выраженные лепестки. Что приведет к уменьшению точности, но в тоже время и к изменению структуры полученного сигнала.

Теперь поговорим о включении радара F-22. В сети часто можно встретить мнение, что после его включения он станет прекрасно виден нашим «Сушкам» и как котенок будет расстрелен в тот же момент. Для начала у дальнего воздушного боя есть много различных вариантов события и тактик. Основные исторические примеры мы рассмотрим позже – но часто предупреждение об облучении не сможет даже спасти свою машину не, то, что атаковать противника. Предупреждение может показывать тот факт, что противник уже знает примерное положение и включил радар для финальной наводки ракет. Но подойдем к конкретике по этому вопросу. У Су-35с есть станция предупреждения об облучении Л-150-35. Рис.№9. Данная станция способна определять направление излучателя и выдавать целеуказание ракетам Х-31П (это актуально только для наземных РЛС). По направлению – мы можем понять направление излучения (в случае с ЛА зону – где противник). Но мы не можем определить его координаты, так как мощность излучаемой РЛС не постоянная величина. Для определения нужно задействовать свой радар.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой

Рисунок №9


Тут важно понимать одну деталь, сравнивая самолет 4-го поколения с пятым. Для радара Су-35С встречное излучение будет являться помехой. Это особенность радара АФАР F-22 – который одновременно может работать в разных режимах. Такой возможности нет у ПФАР Cу-35С. Помимо того, что Сушка получает встречную активную помеху – ей по-прежнему нужно определить и поставить на сопровождение (разные вещи, между которыми проходит определенное время!) «Раптора» с элементами СТЭЛС.

Помимо этого F-22 может действовать в зоне постановщика помех. Как выше указывалось в графиках из публикации вестника РАН, что приведет к еще большему преимуществу. На чем это основано? Точность определения есть разница между накоплением отраженного от цели сигнала и шума. Сильные шумы могут полностью забить приемник антенны или, по крайней мере, осложнить накопление Pr.min (о нем говорили выше).

Дополнительно, снижение ЭПР позволяет расширить тактику применения самолета. Рассмотрим несколько вариантов тактического действия в группах, известных из истории.

Дж Стюарт, в своей книге – приводил ряд примеров тактики Северной Кореи во время войны:
1. Прием «Клещи»
Две группы идут на встречных курсах к противнику. После взаимной пеленгации, обе группы разворачиваются в обратном направлении (Домой). Противник пускается в погоню. Третья группа – вклинивается между первой и второй и на встречных курсах атакует противника, в то время как тот занят погоней. При этом малая ЭПР третьей группы очень важна. Рис. №10.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой

Рисунок №10


2. Прием «Отвлечение»
Группа ударных самолетов противника наступает под прикрытием истребителей. Группа обороняющихся специально дает себя засечь противнику и заставляет сконцентрироваться на себе. С другой стороны вторая группа обороняющихся истребителей атакует ударные наступательные самолеты. При этом малая ЭПР второй группы очень важна! Рис. №11. В Корее этот маневр корректировался с наземных РЛС. В современное время это будет делать самолет ДРЛО.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой

Рисунок №11


3. Прием «Удар снизу»
В районе боевых действий одна группа идет на стандартной высоте, другая (более квалифицированна) на предельно малой. Противник обнаруживает более явную первую группу и входит в бой. Вторая группа атакует снизу. Рис. №12. При этом малая ЭПР второй группы очень важна!

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой

Рисунок №12


4. Прием «лестница»
Состоит из пар самолетов, каждая, из которой, идет ниже и сзади ведущей на 600 м. Приманкой служит верхняя пара, когда противник сближается с ней, ведомые набирают высоту и выполняют атаку. Рис. №13. ЭПР ведомых, в данном случае очень важна! В современных условиях «лестница» должна быть немного просторнее, ну суть остается.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 1. Дальний воздушный бой

Рисунок №13


Рассмотрим вариант, когда ракета по F-22 уже пущена. Благо наши конструкторы смогли обеспечить нас большой номенклатурой ракет. Прежде всего, остановимся на дальней руке Миг-31 – ракете Р-33. Она обладала великолепной дальностью для того времени, но не способна была бороться с современными истребителями. Как уже говорилось выше, Миг был создан, как перехватчик разведчиков и бомбардировщиков, не способных к активному маневрированию. Поэтому максимальная перегрузка поражаемых целей ракетой Р-33 равна 4g. Современная длинная рука – это ракета КС-172. Однако ее очень давно показывают в виде макета и до принятия на вооружение дело может и не дойти. Более реальной «длинной рукой» является ракета РВВ-БД, основанная на Советской разработке ракеты Р-37. Дальность, указанная производителем составляет 200км. В некоторых сомнительных источниках, можно встретить дальность в 300км. Скорее всего, это основано на испытательных пусках Р-37, однако между Р-37 и РВВ-БД есть разница. Р-37 должна была поражать цели маневрирующие с перегрузкой в 4g, а РВВ-БД уже способна противостоять целям с перегрузкой в 8g, т.е. конструкция должна быть более прочной и тяжелой.

В противостоянии с F-22 все это мало актуально. Так как засечь на таком расстоянии его силами бортовой РЛС не представляется возможным, а реальная дальность ракет и рекламная сильно различаются. Основано это на конструкции самой ракеты и испытаниям на максимальную дальность. В основе ракет лежит твердотопливный двигатель (пороховой заряд), время работы которого составляет пару секунд. Он, в считанные мгновения, разгоняет ракету до максимальной скорости, а далее она идет по инерции. Рекламная максимальная дальность основана на пуске ракет по цели, горизонт которой находится ниже атакующего. (Т.е. не требуется преодолевать силу притяжения земли). Движение проходит по прямолинейной траектории до скорости, на которой ракета становится уже не управляемой. При активном маневрировании инерция ракеты будет стремительно падать, а дальность сократиться в разы.

Основной ракетой при дальнем воздушном бое с «Раптором» будет РВВ-СД. Рекламная дальность ее немного скромнее в 110 км. Самолеты пятого или четвертого поколения, после захвата их ракетой, должны попытаться сорвать наведение. Ввиду необходимости ракеты после срыва, активно маневрировать, энергетика будет потрачена, и повторно навестись, уже останется мало шансов. Любопытен опыт войны во Вьетнаме, там эффективность поражения ракетами средней дальности составляла 9%. Во время войны в заливе эффективность ракет немного выросла, там уходило три ракеты на один сбитый самолет. Современные ракеты, конечно повышают вероятность поражения, однако самолеты поколений 4++ и 5 тоже имеют не мало контраргументов. Данные, с какой вероятностью ракета воздух-воздух поразит цель, дают сами производители. Эти данные получены при учениях и без активного маневрирования, естественно имеют мало общего с реальностью. Тем не менее, вероятность поражения у РВВ-СД составляет 0,8, а у AIM-120C-7 0,9. Из чего будет складываться реальность? Из возможностей самолета сорвать атаку. Это можно сделать несколькими способами – активным маневрированием и применением средств РЭБ, технологией малой заметности. Про маневрирование мы поговорим во второй части, где рассмотрим ближний воздушный бой.

Снова возвращаемся к технологии малой заметности, и какое преимущество получит самолет пятого поколения над четвертым при ракетной атаке. Для РВВ-СД разработан ряд головок самонаведения. В настоящий момент применяется 9Б-1103М, которая способна определять ЭПР 5м2 на расстоянии 20км. Есть также варианты ее модернизации 9Б-1103М-200, которая способна определять ЭПР 3м2 на расстоянии 20км, но скорее всего они будут установлены на изд. 180 для Т-50. Ранее мы принимали ЭПР «Раптора» равной 0,01м2 (мнение, что это в передней полусфере – видится ошибочным, в безэховых камерах как правило дают среднее значение), при таких значениях дальность обнаружения «Раптора» будет 4,2 и 4,8 километра соответственно. Такое преимущество явно упростит задачу по срыву захвата ГСН.

В англоязычной прессе, приводились данные по атаке целей ракетой AIM-120C7 в условиях РЭБ противодействия, они составляли порядка 50%. Аналогию можем провести и для РВВ-СД, однако помимо возможного электронного противодействия, ей придется еще бороться с технологией малой заметности (снова отсылка к графикам из вестника РАН). Т.е. вероятность поражения становится еще меньше. На последней ракете AIM-120C8 или как ее еще называют AIM-120D, применена более продвинутая ГСН, с другими алгоритмами. По заверениям производителя при РЭБ противодействии вероятность поражения должна достигнуть 0,8. Будем наедятся, что наша перспективная ГСН для «изд. 180», даст аналогичную вероятность.


В следующей части рассмотрим развитие событий в ближнем воздушном бою

Продолжение следует…
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью.
Последнее редактирование: 3 года 11 мес. назад от oktogen.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 3 года 11 мес. назад #110

  • oktogen
  • oktogen аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 5360
  • Спасибо получено: 1162
  • Репутация: 53
Продолжение
101.livejournal.com/10311283.html

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 2. Ближний воздушный бой


Это продолжение предыдущей статьи. Первая часть ЗДЕСЬ.

Продолжая сравнивать возможности истребителей поколения 4++ с 5-м, мы обратимся к самым ярким серийным представителям. Естественно, это Су-35с и F-22. Это не совсем справедливо, как я и говорил в первой части, но все же.

Су-35с является развитием легендарного Су-27. В чем уникальность его предка, думаю, помнят все. До 1985 года девять лет в воздухе безраздельно властвовал F-15. Но настроение за океаном резко упало, когда на вооружение начинают принимать первые серийные Су-27. Истребитель, обладающий сверхманевренностью, способный выходить на ранее не достижимые углы атаки, в 1989 г. впервые публично демонстрирующий прием «Кобра Пугачева», не досягаем западным конкурентам. Естественно, его новая «тридцать пятая» модификация вобрала все преимущества предка и добавила ряд своих особенностей, доведя конструкцию «двадцать седьмого» до идеала.



Яркой особенностью Су-35с, а также остальных самолетов поколения 4+, является отклоняемый вектор тяги. Является ли этот элемент настолько уникальным, что его никто не может повторить? Технология отклоняемого вектора тяги была опробована и на американских самолетах четвертого поколения. Компанией General Electric было разработано сопло AVEN, установленное и испытанное на самолете F-16VISTA в 1993 г. Рис. №1. Компанией Pratt Whitney было разработано сопло PYBBN (Более удачной конструкции, чем у GE), установленное и испытанное на самолете F-15ACTIVE в 1996 г. Рис. №2. В 1998 г. проходили испытания отклоняемого сопла TVN для «Еврофайтера». Однако не один западный самолет четвертого поколения не получил ОВТ в серии, несмотря на то, что модернизация и производство продолжается по сей день.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 2. Ближний воздушный бой

Рисунок №1


Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 2. Ближний воздушный бой

Рисунок №2


Имея соответствующие технологии по отклонению вектора тяги, в 1993 г. (AVEN) на F-22 их решили не применять. Там пошли в другую сторону, создав прямоугольные сопла для уменьшения радиолокационной и тепловой заметности. Бонусом стало отклонение этих сопел только вверх-вниз.

В чем причина такой не любви запада к отклоняемому вектору тяги? Для этого попробуем разобраться, на чем основан ближний воздушный бой, и как в нем можно применить отклоняемый вектор тяги.

Маневренность самолета определяется перегрузками. Они, в свою очередь, ограничены прочностью самолета, физиологическими способностями человека и придельными углами атаки. Также важна тяговооруженность самолета. При маневрировании – основная задача - это максимально быстро изменить направление вектора скорости или углового положения самолета в пространстве. Именно поэтому ключевым вопросом в маневрировании является установившийся вираж или форсированный. При установившемся вираже самолет максимально быстро меняет направление вектора движения, при этом, не теряя скорость. Форсированный вираж – обусловлен более быстрым изменением углового положения самолета в пространстве, но он сопровождается активными потерями скорости.

А.Н. Лапчинский в своих книгах о Первой мировой войне приводил слова нескольких западных пилотов асов: немецкий ас Ниммельман писал: «Я безоружен пока я ниже»; Белке говорил: «Главное в воздушном бою – вертикальная скорость». Ну и как не вспомнить формулу знаменитого А. Покрышкина: «Высота – скорость – маневр – огонь».

Структурировав эти высказывания с предыдущим абзацем, мы можем понять, что скорость, высота и тяговооруженность будут являться определяющими в воздушном бою. Объединить эти явления можно понятием энергетической высоты полета. Она рассчитывается по формуле, указанной на рисунке №3. Где Hэ-уровень энергии самолета, H – высота полета, V2/2g – кинетическая высота. Изменение кинетической высоты по времени – называют энергетической скороподъемностью. Практическая суть уровня энергии заключается в возможности ее перераспределения пилотом между высотой и скоростью, в зависимости от ситуации. Обладая запасом по скорости, но дефицитом высоты, пилот может выполнить горку, как и завещал Ниммельман, и получить тактическое преимущество. Умение летчика грамотно распоряжаться имеющимся запасом энергии – является одним из определяющих в воздушном бою.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 2. Ближний воздушный бой

Рисунок №3


Теперь мы понимаем, что при маневрировании на установившихся виражах самолет не теряет своей энергии. Аэродинамика и тяга двигателей уравновешивают сопротивление. При форсированном развороте происходит потеря энергии самолета, и продолжительность таких маневров не только ограничена минимальной эволюционной скоростью ЛА, но и расходованием энергетического преимущества.

Из формулы на рисунке №3 мы можем посчитать параметр скороподъемности самолета, как я и говорил выше. Но теперь становится понятна абсурдность данных по скороподъемности, которые приводятся в открытых источниках по тем или иным самолетам, так как это динамично изменяемый параметр, зависящий от высоты, скорости полета и перегрузки. Но одновременно с этим, он является важнейшим составляющим уровня энергии самолета. Исходя из вышесказанного, потенциал самолета по набору энергии можно условно определить по его аэродинамическому качеству и тяговооруженности. Т.е. уровнять потенциал самолета с худшей аэродинамикой можно увеличением тяги двигателей и наоборот.

Естественно, одной энергией бой выиграть невозможно. Не менее важным является характеристика поворотливости самолета. Для нее справедлива формула, указанная на рисунке №4. Видно, что характеристики поворотливости самолета напрямую зависят от перегрузок Ny. Соответственно, для установившегося разворота (без потери энергии) важна Nyр - располагаемая или нормальная перегрузка, а для форсированного разворота Nyпр – предельная по тяге перегрузка. Прежде всего, важно, что бы эти параметры не выходили за границы эксплуатационной перегрузки самолета Nyэ, т.е. предела по прочности. Если это условие выполняется, то самой важной задачей при проектировании самолета будет являться максимальное приближение Nyр к Nyэ. Говоря проще – способность самолета в большем диапазоне выполнять маневры без потери скорости (энергии). Что влияет на Nyр? Естественно, аэродинамика самолета, чем больше аэродинамическое качество – тем выше возможная величина Nyр, в свою очередь на улучшение аэродинамики влияет показатель нагрузки на крыло. Чем он меньше – тем выше поворотливость самолета. Также на Nyр влияет и тяговооруженность самолета, принцип, о котором мы говорили выше (в энергетике), справедлив и для поворотливости самолета.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 2. Ближний воздушный бой

Рисунок №4


Упрощая вышесказанное и пока не касаясь отклонения вектора тяги, справедливо заметим, что важнейшими параметрами для маневренного самолета будут являться тяговооруженность и нагрузка на крыло. Ограничить их улучшения могут только стоимость и технические способности производителя. В этой связи любопытен график, представленный на рисунке №5, он дает понимание – почему F-15 до 1985 г. был хозяином положения.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 2. Ближний воздушный бой

Рисунок №5


Чтобы сравнить Су-35с с F-22 в ближнем бою, сначала нам необходимо обратиться к их предкам, а именно Су-27 и F-15. Сопоставим доступные нам важнейшие характеристики, такие, как тяговооруженность и нагрузка на крыло. Однако встает вопрос, для какой массы? В РЛЭ нормальная взлетная масса рассчитывается, исходя из 50% топлива в баках, двух ракет средней дальности, двух ракет малой дальности и боекомплекта пушки. Но максимальная масса топлива у Су-27 гораздо больше, чем у F-15 (9400 кг против 6109 кг), следовательно, и 50% запас разный. Значит, F-15 заранее получит преимущество по меньшей массе. Дабы сравнение было более честным, за образец предлагаю взять массу 50% топлива Су-27, поэтому для «Орла» получим два результата. В качестве вооружения Су-27 принимаем две ракеты Р-27 на АПУ-470 и две ракеты Р-73 на п-72-1. Для F-15C вооружение AIM-7 на LAU-106a и AIM-9 на LAU-7D/A. Для указанных масс посчитаем тяговооруженность и нагрузку на крыло. Данные представлены в таблице на рисунке №6.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 2. Ближний воздушный бой

Рисунок №6


Если сравнивать F-15 с расчетным для него топливом, то показатели весьма впечатляющие, однако, если взять топливо, равное по массе 50% топлива Су-27, то преимущество практически минимальное. В тяговооруженности отличие на сотые доли, но по нагрузке на крыло F-15, все же, прилично впереди. Исходя из расчетных данных, «Орел» должен иметь преимущество в ближнем воздушном бою. Но на практике учебные бои между F-15 и Су-27, как правило, оставались за нашими. Технологически ОКБ Сухого не смогло создать самолет, столь же легкий, как у конкурентов, не секрет, что по весу БРЭО мы всегда немного уступали. Однако наши конструкторы пошли по другому пути. В учебных состязаниях никто не применял «Кобр Пугачева» и не использовал ОВТ (его еще не было). Именно совершенная аэродинамика «Сухого» дала ему значимое преимущество. Интегральная компоновка фюзеляжа и аэродинамическое качество в 11,6 (у F-15c 10) нивелировали преимущество в нагрузке на крыло у F-15.

Однако преимущество Су-27 никогда не было подавляющим. Во многих ситуациях и при разных режимах полета F-15c все же может составить конкуренцию, так как большинство по-прежнему зависит от квалификации пилота. Это вполне можно отследить из графиков маневренности, о которых поговорим ниже.

Вернувшись к сравнению самолетов четвертого поколения с пятым, составим аналогичную таблицу с характеристиками тяговооруженности и нагрузки на крыло. Теперь за основу по количеству топлива возьмем данные о Су-35с, так как у F-22 баки меньше (Рис.№7). В качестве вооружения «Сушки» две ракеты РВВ-СД на АКУ-170 и две ракеты РВВ-МД на П-72-1. Вооружение «Раптора» - две AIM-120 на LAU-142 и две AIM-9 на LAU-141/A. Для общей картины также приведены расчеты по Т-50 и F-35A. К параметрам Т-50 стоит относиться скептически, так как они оценочные, и производитель не давал официальных данных.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 2. Ближний воздушный бой

Рисунок №7


Из таблицы на рисунке №7 отчетливо видны основные преимущества самолета пятого поколения над четвертым. Отрыв в нагрузке на крыло и тяговооруженности гораздо существеннее, чем было у F-15 и Су-27. Потенциал по энергетике и увеличению Nyр у пятого поколения гораздо выше. Одна из проблем современной авиации – многофункциональность, коснулась и Су-35с. Если с тяговооруженностью на форсаже он смотрится неплохо, то нагрузка на крыло уступает даже Су-27. Это явно показывает, что конструкция планера самолетов четвертого поколения не может с учетом модернизации достигнуть показателей пятого.

Следует отметить аэродинамику F-22. Официальных данных по аэродинамическому качеству нет, однако по заявлениям производителя - оно выше, чем у F-15c, фюзеляж имеет интегральную компоновку, нагрузка на крыло даже меньше, чем у «Орла».

Отдельно нужно отметить двигатели. Так как только «Раптор» обладает двигателями пятого поколения, это особенно заметно в тяговооруженности на режиме «максимал». Удельный расход на режиме «форсаж», как правило, более чем в два раза превышает расход на режиме «максимал». Время работы двигателя на «форсаже» существенно ограничено запасами топлива самолета. К примеру, Су-27 на «форсаже» съедает более 800 кг керосина в минуту, следовательно, самолет, обладающий лучшей тяговооруженностью, на «максимале» будет иметь преимущества по тяге гораздо более существенное время. Именно поэтому изд 117с не является двигателем пятого поколения, и ни Су-35с, ни Т-50 не обладают преимуществами по тяговооруженности над F-22. Следовательно, для Т-50 очень важен разрабатываемый двигатель пятого поколения «тип 30».

Где из всего вышесказанного все же можно применить отклоняемый вектор тяги? Для этого обратимся к графику на рисунке №8. Эти данные получены для горизонтального маневра истребителей Су-27 и F-15c. К сожалению, аналогичных данных для Су-35с пока нет в открытом доступе. Обратите внимание на границы установившегося разворота для высот 200 м и 3000 м. По оси ординат мы можем видеть, что в диапазоне 800 – 900 км/ч для указанных высот достигается наибольшая угловая скорость, которая составляет 15 и 21 град/сек, соответственно. Ограниченна она только перегрузкой самолета в диапазоне от 7,5 до 9. Именно такая скорость считается наивыгоднейшей для ведения ближнего воздушного боя, так как на ней максимально быстро меняется угловое положение самолета в пространстве. Возвращаясь к двигателям пятого поколения, самолет обладающей большей тяговооруженностью и способный двигаться на сверхзвуке без использования форсажа, получает энергетическое преимущество, так как он может израсходовать скорость на набор высоты, пока она не упадет в диапазон наивыгоднейших для БВБ.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 2. Ближний воздушный бой

Рисунок №8


Если экстраполировать график на рисунке №8 на Су-35с с отклоняемым вектором тяги, как можно изменить ситуацию? Ответ прекрасно виден из графика – никак! Так как граница по предельному углу атаки (αдоп) находится гораздо выше предела по прочности самолета. Т.е. аэродинамические средства управления не используются в полной мере.

Рассмотрим график горизонтального маневра для высот 5000 м – 7000 м, представленный на рисунке №9. Наибольшая угловая скорость составляет 10-12 град/сек, и достигается в диапазоне скоростей 900 – 1000 км/ч. Приятно отметить, что именно в этом диапазоне Су-27 и Су-35с имеют решающие преимущества. Однако эти высоты не являются наивыгоднейшими для ведения БВБ, ввиду падения угловых скоростей. Как в этом случае нам поможет отклоняемый вектор тяги? Ответ прекрасно виден из графика – никак! Так как граница по предельному углу атаки (αдоп) находится гораздо выше предела по прочности самолета.

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 2. Ближний воздушный бой

Рисунок №9


Так где же можно реализовать преимущество отклоняемого вектора тяги? На высотах, выше наивыгоднейших, и на скоростях, ниже оптимальных для БВБ. При этом глубоко за границами установившегося разворота, т.е. при форсированном развороте, при котором и так расходуется энергетика самолета. Следовательно, ОВТ применим только в особых случаях и при запасе энергии. Такие режимы не так популярны в БВБ, но, конечно, лучше, когда возможность отклонения вектора есть.

Теперь обратимся немного к истории. На учениях Red Flag F-22 постоянно одерживал победы над самолетами четвертого поколения. Есть только единичные случаи проигрыша. Он никогда не встречался на Red Flag с машинами Су-27/30/35 (по крайней мере, нет таких данных). Однако Су-30МКИ принимали участие в Red Flag. В сети доступны отчеты по состязаниям за 2008 год. Безусловно, Су-30МКИ имел преимущество над американскими машинами, как и Су-27 (но отнюдь не за счет ОВТ и не подавляющее). Из отчетов мы можем увидеть, что Су-30мки на Red Flag показывал максимальную угловую скорость в районе 22 град/сек (скорее всего, на скоростях в районе 800 км/час, см график), в свою очередь F-15c выходил на угловую скорость в 21 град/сек (аналогичные скорости). Любопытно, что F-22 на тех же учениях показал угловую скорость в 28 град/сек. Теперь мы понимаем, чем это можно объяснить. Во-первых, перегрузка на определенных режимах у F-22 не ограничена 7, а составляет 9 (см. РЛЭ Су-27 и F-15). Во-вторых, благодаря меньшей нагрузке на крыло и большей тяговооруженности, границы установившегося разворота на наших графиках для F-22 будут смещаться вверх.

Отдельно следует отметить неповторимые фигуры высшего пилотажа, которые могут демонстрировать самолеты Су-35с. Так ли они применимы в ближнем воздушном бою? С применением отклоняемого вектора тяги выполняются такие фигуры, как «Чакра Флорова» или «Блинчики». Что объединяет эти фигуры? Они выполняются на малых скоростях, дабы попасть в эксплуатационную перегрузку, далеких от наивыгоднейших в БВБ. Самолет резко меняет свое положение относительно центра масс, так как вектор скорости, хоть и смещается, но кардинально не изменяется. Угловое положение в пространстве остается неизменным! Какая разница ракете или РЛС, что самолет кружится вокруг своей оси? Совершенно никакой, при этом он еще и теряет свою энергию полета. Быть может, такими кульбитами мы сможем дать ответный огонь по противнику? Тут важно понимать, что перед пуском ракеты самолету нужно провести захват цели, после чего пилот должен дать «согласие», нажав кнопку «ввод», после чего данные передаются на ракету и осуществляется пуск. Сколько на это уйдет времени? Явно больше, чем доли секунды, которые тратятся при «блинчиках» или «чакре», или еще чем-то. При этом все это еще и в заведомо проигрышных скоростях, и с потерей энергии. Но можно пустить ракеты малой дальности с тепловыми головками без захвата. При этом мы надеемся, что ГСН ракеты сама захватит цель. Следовательно, направление вектора скорости атакующего должно примерно совпадать с вектором противника, иначе ракета по инерции, полученной от носителя, уйдет из зоны возможного захвата своей ГСН. Одна проблема - такое условие не выполняется, так как вектор скорости кардинально при таких фигурах высшего пилотажа не изменяется.

Рассмотрим «кобру Пугачева». Для ее выполнения необходимо отключить автоматику, что уже является спорным условием для воздушного боя. Как минимум, квалификация строевых пилотов существенно ниже, чем у асов-пилотажников, да еще это нужно выполнить ювелирно в предельно стрессовых условиях. Но это меньшее из зол. Кобра выполняется на высотах в районе 1000 м и скоростях в пределах 500 км/ч. Т.е. самолет изначально должен оказаться на скоростях, ниже рекомендуемых для БВБ! Следовательно, выйти на них он не может, пока противник не растеряет столько же энергии, дабы не потерять свое тактическое преимущество. После выполнения «кобры» скорость самолета падает в пределы 300 км/ч (моментальная потеря энергии!) и находится в диапазоне минимальной эволюционной. Следовательно, «Сушка» должна уйти в пикирование для набора скорости, при этом противник не только сохраняет преимущество по скорости, но и по высоте.

Однако может ли такой маневр обеспечить необходимые преимущества? Есть мнение, что таким торможением мы можем пропустить соперника вперед. Во-первых, у Су-35с и так есть возможность воздушного торможения без необходимости отключения автоматики. Во-вторых, как известно из формулы энергии полета, тормозить надо набором высоты, а не как-то иначе. В-третьих, что в современном бое соперник должен делать вплотную в хвосте, при этом не атакуя? Увидев перед собой «Сушку», выполняющую кобру, насколько проще будет прицелиться в увеличенную площадь противника? В-четвертых, как мы и говорили выше, захватить цель таким маневром не получится, а пущенная без захвата ракета уйдет в молоко полученной инерцией. Схематично такое событие представлено на рисунке №17. В-пятых, снова хочется спросить, как противник оказался так близко, не будучи атакован ранее, и зачем «Кобра», когда можно сделать «Горку», сохранив энергию?

Сравнение самолетов 4-го и 5-го поколения. Часть 2. Ближний воздушный бой

Рисунок №10


На самом деле, ответ на многие вопросы по фигурам высшего пилотажа предельно прост. Показательные выступления и шоу не имеют ничего общего с реальными приемами в ближнем воздушном бою, так как выполняются на заведомо не применимых в БВБ режимах полета.

На этом каждый сам для себя должен сделать вывод, насколько самолет поколения 4++ способен противостоять самолету пятого поколения.

В третьей части подробнее поговорим о F-35 и Т-50 в сравнении с конкурентами.

Продолжение следует...
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 3 года 11 мес. назад #111

  • Plombir
  • Plombir аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 31056
  • Спасибо получено: 18973
  • Репутация: 131
Поганая статейка, в самих интонациях ("Мы - какашки, мы всё просрали, доанглосаксов нам как до Луны...")
Интересен был бы её разбор специалистами, к примеру на военной ветке Авантюры; для нас ведь эти "доводы" ни о чём
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 3 года 11 мес. назад #112

  • ШИВА
  • ШИВА аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 6365
  • Спасибо получено: 8162
  • Репутация: 116
Ну статья вроде как вообще ни о чём. Куча надёрганных характеристик. Именно куча. Бессистемная.
В современном образовании институт контрольных и лабораторных заменили на презентации. Эта статья именно из этой области. Я когда пробегал её глазами перестал смотреть после того как прочитал, что ракете всё равно самолёт летит или кружится вокруг своей оси. Грубой анологией, будет фраза, какая разница тому кто собирается ударить вас по лицу, от того что у вас пресс хорошо прокачан.
Если стоит вопрос, делать или не делать, лучше сделать.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 3 года 11 мес. назад #113

  • oktogen
  • oktogen аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 5360
  • Спасибо получено: 1162
  • Репутация: 53
Plombir пишет:
Поганая статейка, в самих интонациях ("Мы - какашки, мы всё просрали, доанглосаксов нам как до Луны...")
Интересен был бы её разбор специалистами, к примеру на военной ветке Авантюры; для нас ведь эти "доводы" ни о чём
Ну что я увидел, так это сильное занижение ЭПР.
По оценкам учоных, у хищника она 0.3-0.5.
Что совсем меняет дело.
0.0001 - цифра нереальная, хотя в рекламных буклетах она есть.
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 3 года 11 мес. назад #114

  • Plombir
  • Plombir аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 31056
  • Спасибо получено: 18973
  • Репутация: 131
Навеяно чтением на Старухе темы "Холодное оружие выживальщика" и прочей шняги, типа "что лучше - томагавк (топорик) или мачете?"
Вчерась был в магазе, обратил внимание на стенд с изделями Фискарс, а конкретно - на сучкоруб.

Подержал в руках, прикинул - проникся! :ohmy:

Бляяя, вот это моща! Примерил, как этим сучкорубом можно ох.ярить - потрясающе!
Мачете рядом не стояло, топор - в первом приближении; и по функционалу значительно шире.
Рулит этот вот "крюк" на конце - если им приложиться... (заточить, конечно же)
Напомнило мечи орков... :woohoo: :evil:



Сделать его пошире - и заточить - получится вроде как топор, в то же время и мачете, и как копалку можно использовать.

В общем, мне кажется, в этом направлении стоит думать.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 3 года 11 мес. назад #115

  • oktogen
  • oktogen аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 5360
  • Спасибо получено: 1162
  • Репутация: 53
Прям клевец. Только заточить соответственно, и наклепать баласт для весу.
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 3 года 11 мес. назад #116

  • Plombir
  • Plombir аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 31056
  • Спасибо получено: 18973
  • Репутация: 131
Просто стальную пластину потолще взять
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 3 года 11 мес. назад #117

  • Plombir
  • Plombir аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 31056
  • Спасибо получено: 18973
  • Репутация: 131
===
Ту-22М3 получат стратосферные сверхзвуковые ракеты

МОСКВА, 26 авг — РИА Новости. Ту-22М3 — дальние бомбардировщики российских ВКС — в скором времени оснастят сверхзвуковыми крылатыми ракетами Х-32, пишут "Известия".

Новинка от отечественных оборонщиков практически полностью неуязвима для вражеских перехватчиков и средств ПВО, отмечает издание.

Х-32 после запуска с самолета набирает высоту до 40 километров, выходя в стратосферу, начинает горизонтальный полет, после чего пикирует на цель. Точность наведения ракеты очень высока и не зависит от показаний GPS/ГЛОНАСС, поскольку боеприпас оснащен инерциальной системой навигации.

Х-32 предназначена для уничтожения крупных вражеских объектов: военных баз, кораблей, электростанций, мостов.

Испытания новейшего оружия близки к завершению, изделие находится в высокой степени готовности, отмечают "Известия".

Система управления и наведение - предположительно, ракета оснащена инерциальной системой управления с использованием каналов коррекции от активной радиолокационной ГСН или от системы коррекции по цифровым картам рельфа местности на участках коррекции (экстремальная навигация).

Двигатель - двухкамерный двухрежимный ЖРД

ТТХ ракеты:
Длина - 11,65 м
Размах крыла - 3 м
Высота:
- со сложенным килем - 1,81 м
- с выпущенным килем - 2,44 м
Диаметр фюзеляжа - 0.92 м

Масса - 5780 кг

Дальность действия:
- 600-1000 км (оценка)
- 800-1000 км (ист. - Крамник И. Крылатые...)
Скорость максимальная:
- ок.4000 км/ч (ист. - Крамник И. Крылатые...)
- 5400 км/ч (источник)
Высота пуска - 1000-13000 м
Высота полета - до 40 км (источник)

Тип БЧ - на ракете, которую планируется принять на вооружение, боевая часть ТК-56 ("блок 56")

- у-22М3-1 / изделие 45-03-1 - BACKFIRE-С - наименование условное, опытный носитель ракет Х-32,
переоборудованный по ОКР "Потенциал" Ту-22М3 борт №9804 / s/n 4898649
===





Комментарий:
"Партнеры" судорожно тянутся к циркулям и отмеряют +1000 км к радиусам покрытия Ту-22М3 со всех мест, где отметились и могут отметиться наша дальняя авиация.. Смотрят на свои военные базы, электростанции, объекты инфраструктуры находящиеся в зоне действия новых ракет русских и тихонько плачут навзрыд )))
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 3 года 11 мес. назад #118

  • Plombir
  • Plombir аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 31056
  • Спасибо получено: 18973
  • Репутация: 131


Вот, осмотрев такой ролик (скажем, во сне) какой-нибудь замшелый Иоанн Богослов и написал в Апокалипсисе

"Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.

2Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.

3И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.

4И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

5И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.

6В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.

7По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее - как лица человеческие; 8и волосы у ней - как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.

9На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее - как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; 10у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была - вредить людям пять месяцев.


и тд
Последнее редактирование: 3 года 11 мес. назад от Plombir.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 3 года 11 мес. назад #119

  • Plombir
  • Plombir аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 31056
  • Спасибо получено: 18973
  • Репутация: 131


===
В России создан новый легкий пулемет для армии
Новость


Легкий ручной пулемет Калашникова РПК-16

МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Концерн "Калашников" создал легкий 5,45-мм ручной пулемет РПК-16 со сменным стволом, который может использован также в качестве штурмовой винтовки. Об этом сообщил в интервью ТАСС генеральный директор концерна Алексей Криворучко.
"Да, такие работы ведутся. На основе изучения опыта современных вооруженных конфликтов мы разработали легкий 5,45-мм ручной пулемет Калашникова РПК-16. По массе, габаритам, точности и универсальности этот пулемет не имеет аналогов", - сказал он.

По его словам, конструкция изделия позволяет заменить ствол, чтобы использовать его и в качестве ручного пулемета (длинный ствол), и как штурмовую винтовку (короткий ствол).
"Специально для него мы разработали новый магазин повышенной вместимости - 96 патронов, который может быть использован и для автоматов Калашникова. Мы надеемся, концепция легкого пулемета понравится военным, и они захотят сделать заказ", - добавил гендиректор концерна.
Собеседник агентства также отметил, что эту новинку концерн покажет на международном военно-техническом форуме "Армия-2016", который пройдет в подмосковном парке "Патриот" с 6 по 11 сентября.

Подробнее на ТАСС:
tass.ru/armiya-i-opk/35 82331
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Оружие 3 года 11 мес. назад #120

  • Plombir
  • Plombir аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 31056
  • Спасибо получено: 18973
  • Репутация: 131
===
Станции сотовых операторов начнут использовать в системе российской ПРО
Новость

МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Базовые станции операторов сотовой связи стандарта GSM могут быть использованы для обнаружения беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет и самолетов малой авиации, что значительно увеличит возможности российский системы противовоздушной и противоракетной обороны. Об этом пишет газета "Известия" со ссылкой на генерального директора АО "Росэлектроника" Игоря Козлова.
Как рассказал изданию собеседник, система "Рубеж", которая предполагает использование оборудования мобильных операторов, позволит обнаружить летающие объекты по изменению электромагнитного поля сотовой сети.

"Если металлические предметы попадают в область электромагнитного поля, в этот момент приемные элементы базовых станций сразу же фиксируют изменение поля", - пояснил принцип действия системы представитель телекоммуникационного рынка, знакомый с ходом работ.
При обнаружении и идентификации цели система передает данные по сетям GSM в Национальный центр управления обороной или командные центры управления зенитно-ракетными комплексами Воздушно-космических войск.
Ведущий инженер-конструктор "Росэлектроники" Илья Кубацкий отметил, что сама система "на порядок дешевле" стандартных радиолокационных станций обнаружения и идентификации воздушных целей.
По информации издания, новая система не будет устанавливаться на базовые станции GSM. Терминалы комплекса будут находиться непосредственно в пунктах управления системами ПВО и ПРО и в Национальном центре управления обороной.

Подробнее на ТАСС:
tass.ru/armiya-i-opk/35 81345
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Copyright © 2015. Все права наши.