-
Plombir
-
-
Не в сети
-
Живу я здесь
- Сообщений: 72170
- Спасибо получено: 134357
-
Репутация: 243
-
|
yandex пишет:
Если танк исправен и после покидания зоны заражения на нем не служить, то шанс выжить есть вполне!
Атомный танк
Думаете сейчас речь пойдёт о каком-то сумрачном вундерваффе времен холодной войны? Или о чудо-оружии, родственнике танка “Апокалипсис”, разработанном теми же людьми, что и дирижабль “Киров”? Нет, у нас всё таки исторический паблик, поэтому речь пойдёт о обычном австралийском танке (уже смешно, да?), с немного необычной историей.
Начало 50-х было очень интересным временем. Мир активно выбирает на чью сторону силы встать в Холодной войне, причём все понимают, что в новом миропорядке тем большее значение у тебя будет, чем большую дубинку ты держишь в руках. А ничто так не увеличивает твою дубинку, как обладание ядерным оружием. Англичане хорошо понимали, что если ничего не делать, они не только потеряют империю, но и станут просто придатком США. Поэтому еще в конце войны начали свой атомный проект. Но из-за проблем технического и экономического характера Великобритания, имевшая, благодаря участию в американском ядерном проекте, немалый гандикап перед остальным миром, только к 1952 году сумела собрать первый образец ядрён-батона. Естественно, встал вопрос, где его испытывать. В тот момент империя уже активно сыпалась, но тем не менее в распоряжении британцев все ещё было довольно много “пустынных” территорий в Африке, где, даже попади в зону испытаний местные, всем было бы глубоко насрать. Но Африка плохо подходила и с точки зрения логистики, и с точки зрения обеспечения безопасности самих испытателей, зато была Австралия с огромными вообще никем ненаселёнными пустошами и дружелюбным населением.
Первое испытание провели на морском побережье - просто убедились, что конструкция работает. А вот для более детального изучения воздействия заряда на различные объекты требовалось провести полноценные полигонные испытания с кучей аппаратуры. Довольно споро посреди пустыни были возведены домики, бункеры и другие объекты инфраструктуры, между которыми разместили различные военные машины, чтобы оценить их устойчивость к близкому ядерному взрыву. Так как тащить из метрополии машинки для испытаний было глупо, то австралийцы поделились своими игрушками, в том числе и нашим героем - линейным Centurion Mk3. Перед испытаниями в танк поместили полный боекомплект, заправили топливо, а на место экипажа посадили манекены. Расположившийся в 460 метрах от эпицентра взрыва танк оставался с включенным мотором, для проверки возможности боевых действий при атомном взрыве.
И танк испытателей не разочаровал. Взрыв мощностью 10 килотонн сдвинул 50-тонную махину на пару метров, обильно сдобрил снаружи и внутри радиацией (люки танка не были задраены и их сорвало ударной волной), повредил механизм поворота башни, но машина осталась на ходу, а двигатель продолжил работать. Это был полный успех. После испытаний для изучения танк требовалось отбуксировать к исследовательской площадке в десятке километров от полигона, но вот незадача - трейлер для перевозки просто не мог доехать до позиции из-за того, что дорог на полигоне больше не было. Поэтому вывозить машину пришлось своим ходом - трое танкистов в обычной форме, без всяких антирадиационных костюмов и мероприятий, спокойно сделали это. В тот момент учёные всё ещё не понимали всей опасности радиации.
После исследования радиационного загрязнения машина была дезактивирована (вымыта специальными растворами, чтобы убрать все загрязнённые радиацией частицы) и оставлена на площадке хранения до 1956 года. Когда радиация достаточно ослабла и его признали безопасным, а так как у Австралии было не так много танков, то его вернули в строй. Вот только когда танк пригнали в часть у танкистов появились здоровые сомнения, что танк «безопасен» и после настойчивых требований группа дозиметристов повторно обследовала танк и выяснила, что он всё ещё радиоактивен и опасен для жизни. После повторной дезактивации танк снова признали годным к службе, вот только никто служить на нём даже после клятвенных заверений в полной безопасности танка для экипажа не хотел. Поэтому в 1960 году он после модернизации до уровня Mk5 путём установки новой башни со 105-мм орудием танк сразу же отправился на хранение. Хотя австралийская армия не собиралась ни с кем воевать, готовность исполнить интернациональный долг она сохраняла (тем более не было никакой гарантии, что агрессивные империалисты Эму вновь не бросят вызов молодой австралийской демократии). И ведь как в воду глядели.
С 1962 года австралийцы активно поддерживали американские усилия по борьбе с коммунистическими режимами в юго-восточной Азии и доподдерживалось до того, что с радостью влетели в Вьетнамскую мясорубку. В 1968 для усиления австралийских пехотинцев в страну джунглей отправили танки, в том числе и нашего героя. Хотя танкисты вероятно не знали об особенностях его предыдущей карьеры, но о чём-то догадывались, поэтому танк стал командирским и получил прозвище “Весёлая Фанни”. Он два года отпахал на этой войне, неся демократию “чёртовым гукам” и даже получил живительный заряд кумулятивного снаряда из гранатомёта в нижнюю лобовую деталь, но уцелел и сохранил жизнь экипажу. После возвращения домой Атомный Центурион ещё 7 лет оставался на службе, пока старичков Centurion не стали заменять на более современные немецкие Leopard. Танк снова отправился на площадку хранения, чтобы в 1992 году стать памятником в городе Дарвин.
|