Джеймс Ставридис для Bloomberg «Путин крушит арктические льды, в то время как США едва держатся на плаву». Часть 1:
Автор статьи — адмирал ВМС США в отставке, бывший командующий Европейским командованием ВС США и Верховный главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе.
▪️Россия — крупнейшее из государств, имеющих выход к Северному Ледовитому океана, и занимающее около половины его берегов. Другая половина поделена между США, Канадой, Данией (Гренландия — ее зависимая территория), Исландией и Норвегией. После вступления Швеции и Финляндии в НАТО, в альянс теперь входят 7 из 8 стран, владеющих территорией за Полярным кругом.
▪️Единственной страной, не входящей в НАТО, является, конечно же, Российская Федерация, и у президента Владимира Путина самая активная и последовательная арктическая программа.
▪️Москва расширяет и обновляет и без того внушительный флот ледоколов — за последние четыре года русские ввели в строй три новых атомохода, и еще как минимум три находятся на верфях.
▪️Но в мире НАТО все внимание приковано к испытаниям совершенно нового боевого ледокола — впечатляющего «Ивана Папанина». Этот российский военный корабль, который является дизель-электрическим, а не атомным, как ожидается, будет полностью готов к концу этого года. За ним последуют еще два корабля того же класса.
▪️Предыдущие российские ледоколы, как и их собратья из НАТО, были по сути невооруженными и предназначались для исследований, сопровождения торговых судов и базовых «операций присутствия» (демонстрация флага и возможностей).
▪️Однако новые боевые ледоколы обладают значительным наступательным потенциалом, включая 76-мм скорострельное орудие (аналогичное тому, что стоит на американских фрегатах) и пусковые установки для противокорабельных и крылатых ракет наземного базирования. Это серьезные боевые корабли весом 9 000 тонн, примерно как американский эсминец с управляемыми ракетами класса Arleigh Burke.
▪️Таким образом, у русских скоро появится боевой корабль, способный пробиваться сквозь ледяной покров практически в любых зимних условиях. Единственными кораблями, сопоставимыми по ледокольным характеристикам, являются норвежские корабли класса Svalbard, но они не обладают наступательным боевым потенциалом.