С меня хватит
Терминатор культурный и скромный. Одна из лучших ролей Майкла Дугласа.
(Falling Down, 1993, США)
Сегодня верится с трудом, но так оно и есть: этот один из самых дерзких и оригинальных фильмов 90-х мог и вовсе никогда не увидеть свет.
А всё потому что история "Falling Down" выглядела "на бумаге" столь малопривлекательно, что ее банально никто не хотел покупать. И вот, когда уже многострадальную папку со сценарием хотели отдать на растерзание телевизионщикам, тут-то на подмогу ей и прискакала тяжелая кавалерия.
Вернее, то был всего один кавалер всадник, зато какой - сам Майкл Дуглас! В ту пору еще суперзвездный и не вызывающий ассоциаций с фильмами категории "Бэ с минусом". Который без обиняков и заявил, что данный сценарий - лучшее, что ему доводилось когда-либо читать. И что он намерен не только сыграть главную роль в этом фильме, но и вложить свои капиталы в его производство.
- Ну раз готов - тебе и вожжи в руки, - ответствовали Майклу. После чего за дело взялся довольно опытный режиссер Джоэл Шумахер, проект был снят с ручника и попер вперед.
В итоге получилось нечто на стыке многих популярных жанров - боевика, триллера, детектива, криминальной и психологической драмы, черно-юморной и сатирической комедии, - но при этом весьма нетипичное. По крайней мере - для тех лет, когда эксперименты по смешиванию жанров в популярном кино проводились редко.
Майкл Дуглас тоже не подвел, примерив на себя совершенно непривычный для себя образ напрочь слетевшего с катушек неудачника. При этом настолько трогательного, что ему чаще сопереживаешь, чем осуждаешь, даром что он творит сплошное беззаконие, и не мелкое. В связи с чем легендарный папка Майкла Керк даже признался, что сынок и впрямь сыграл свою лучшую на тот момент роль, а слово голливудского титана в таком вопросе чего-то да стоит.
История эта вроде бы проста на вид, но психологически копает настолько глубоко, что в том котловане можно отлить фундамент небоскреба.
90-е, Лос-Анджелес, полуденная жара, дорожная пробка. Все её заложники на нервах, но лишь у одного из них напрочь срывает башню - у Фостера, мужика за 40, похожего на офисного клерка в очках, галстуке и с дипломатом. Хлопнув в сердцах дверцей, он бросает свою машину прямо посреди дороги и отправляется домой пешком. Потому что намерен успеть на день рожденья к маленькой дочери, пускай он с женой давно в разводе, а у нее есть судебный ордер, запрещающий Фостеру к ним приближаться.
Самое забавное, что у скромного Фостера были все шансы спокойно дойти до дома жены, никого не трогая. Откуда его, скорее всего, после скандала увезли бы в полицейский участок, на чем кино бы и закончилось.
Однако надо же так совпасть, что именно в этот день, казалось, весь город ополчился против Фостера. И выстроил у него на пути сплошные бесящие его препятствия. Начиная от жадного продавца продуктовой лавки и занудных кассиров "Макдональдса" и аж до целых уличных банд, подпольных торговцев оружием и полицейского спецназа.
Впрочем, то, что в иной ситуации остановило бы даже бегущего слона, остановить интеллигента Фостера уже не могло. Поэтому и трофейное оружие для своих дальнейших приключений он добывал в лучших традициях G.T.A.: начал с бейсбольной биты и закончил ручным гранатометом.
Чертовски колоритен и охотящийся на нашего бузотера полицейский детектив, почти-пенсионер по фамилии Prendergast (Роберт Дювалл).
Его "психологический портрет" нам тоже расписывают во всех деталях, отчего в какой-то момент вы понимаете: да ведь он и сам балансирует на тонкой грани нервного срыва. Такой, что еще немного - и они с Фостером побегут по городу на пару творить беспредел.
И тем не менее Prendergast, в отличие от него, самообладание все еще не потерял. Вот только, что будет с ним завтра-послезавтра после очередной нервотрепки, об этом история уже умалчивает.
***
В общем, маленький шедевр от ныне покойного Джоэла Шумахера, не устаревший и по сию пору. Особенно теперь, со всеми этими всемирными истериками последней пары лет. Когда буквально любой зритель способен теоретически примерить на себя образ Фостера и прочувствовать, каково это - когда тебя достаёт буквально ВСЁ и твои руки сами тянутся к ... (нужное вписать).
Разве что в жизни, когда подобное с кем-нибудь случается, всё оборачивается уже не так трагикомично, а просто трагично.
С другой стороны, на то оно и кино, чтобы преподносить нам правду с долей сказки, в которой, как известно, есть и намек, и добрым молодцам урок.
Вопрос лишь в том, насколько он для вас легкоусвояемый.
zen.yandex.ru/media/kino_ot_glushkova/s-...692a679171338daf34?&