двухсотфутовые шведские подводные лодки класса «Готланд», введенные в эксплуатацию в 1996 году, первыми использовали систему воздухонезависимого энергетического питания (AIP) — в данном случае, двигатель Стирлинга. Двигатель Стирлинга заряжает батарею подводной лодки мощностью 75 киловатт, используя жидкий кислород.
Благодаря двигателю Стирлинга подводная лодка класса «Готланд» может находиться под водой до двух недель, поддерживая среднюю скорость шесть миль в час, либо расходовать энергию батареи, чтобы разогнаться до двадцати трех миль в час. Обычный дизельный двигатель используется при движении на поверхности или при использовании шноркеля. Подлодка на двигателе Стирлинга работает тише, чем даже атомные субмарины, которые нуждаются в шумных насосах для охлаждения реакторов.
Класс «Готланд» также имеет множество других особенностей, которые помогают избегать обнаружения. Он оснащен двадцатью семью электромагнитами, предназначенными для компенсации магнитной сигнатуры подлодки и снижения вероятности обнаружения магнитометрами. Корпус покрыт звукопоглощающим материалом, а башня изготовлена из радиопоглощающих материалов. Внутренние механизмы покрыты резиновыми амортизаторами, уменьшающими акустический шум, чтобы минимизировать вероятность обнаружения сонаром. Подводная лодка «Готланд» также исключительно маневренна благодаря шести маневровым поверхностям на Х-образном руле и рубке, что позволяет ей передвигаться вблизи морского дна и выполнять резкие повороты.
Поскольку эта скрытная лодка стала серьезным испытанием для американских противолодочных кораблей на международных учениях, ВМС США арендовали «Готланд» и его экипаж на два года для проведения противолодочных учений. Результаты убедили ВМС США, что их подводные датчики не готовы к противостоянию скрытным подлодкам с системой AIP.
Однако «Готланд» стала лишь первой из многих моделей подводных лодок с воздухонезависимой системой — некоторые из них имеют вдвое большую подводную автономность. И Швеция далеко не единственная страна, развернувшая такие субмарины.
Китай обладает двумя типами дизельных подлодок с двигателями Стирлинга. Пятнадцать ранних лодок типа 039A класса «Юань» построены в четырех вариантах, и еще более двадцати запланированы или уже строятся. В распоряжении Китая также есть единственный корабль класса 032 «Цин», который может находиться под водой до тридцати дней. Это считается самой крупной действующей дизельной подлодкой в мире, оснащенной семью вертикальными пусковыми установками, способными запускать крылатые и баллистические ракеты.
Россия дебютировала с экспериментальным классом «Лада» (Санкт-Петербург), использующим водородные топливные элементы. Эта подлодка является развитием широко производимой серии класса «Кило». Однако ходовые испытания показали, что элементы выдают только половину ожидаемой мощности, и тип не был одобрен для серийного производства. Тем не менее, в 2013 году ВМФ России объявил, что произведет две сильно модернизированные лодки класса «Лада» — «Кронштадт» и «Великие Луки», которые планируется поставить к концу десятилетия.
Другие производители дизельных подводных лодок с системой AIP включают Испанию, Францию, Японию и Германию. Эти страны, в свою очередь, продали свои лодки флотам по всему миру, включая Индию, Израиль, Пакистан и Южную Корею. Подводные лодки с системой AIP эволюционировали, становясь крупнее, мощнее вооружены и дороже, включая немецкие лодки класса «Дельфин» и французские класса «Скорпен».
nationalinterest.org/blog/buzz/war-games...craft-carrier-116216