В бытность был одним из руководителей строительства БЦ класса А+ в центре СПб. Строили просто БЦ, но по завершении строительства зданием заинтересовался ГПН. До настоящего времени они его арендуют, причем для первых лиц. В лицевых флигелях кабинеты Дюкова и Ко. Помнится что еще пришлось из-за Дюкова окна на историческом фасаде великолепные из дуба менять на другие, безопасники ГПН потребовали установить бронированные стекла, а в дубовые рамы они не лезли, там толщина стекла более 50 мм. Интересно другое по задумке нужно было иметь много машино-мест. В этой связи был выполнен не только цокольный этаж, но и в центре последнего еще одно локальное заглубление. Примерные размеры заглубления 50*20 метров, два этажа. Вместимость кажется машин на 40. Автоматический парковочный механизм из Италии заказывали, примерно за 600 тыр. евро. Здание БЦ расположено метрах в 200 с небольшим от Исаакиевского собора. Вырыть подобную яму в центре СПб, а глубина была порядка 9,5 метров, где кругом исторические здания и высокий УГВ задача не тривиальная, соседние здания могут начать просаживаться или вообще съехать на хрен в котлован. Проектных решений было 3 - и как обычно выбрали самое дешевое, менталитет такой. Суть первого метода заключалась в изготовлении шпунтов из нефте-газопроводных бу труб. Обычный шпунт Ларсена не подходил, не хватало момента инерции, а у импортного цена кусалась, да и срок изготовления-поставки был месяцев 8. Купили более 1 тыс. тонн труб тыщевок (1050 мм в диаметре), приваривали к ним по бокам замки, по глубине нужно было херачить трубчатый шпунт до водоупора, а это порядка 22 метров. Длина труб 11 метров. Т.е. высокочастотными безрезонансными фиброфонсорами погружали одну трубу, потом встык ставили к ней вторую, держали краном - обваривали и догружали. Чем то похоже на то, как сваи делали для Крымского моста, только без пафоса. В замок ставили следующую и т.д. Погружали одну за одной выстраивая частокол, должны были сделать в плане прямоугольник. Затем, когда прямоугольник был бы замкнут предполагалась откопка грунта изнутри с установкой распорок из сварных балок и бетонирование. Но не пошло. Почему -сложный вопрос. Даже когда требования по изготовлению трубчатого шпунта ужесточили вдвое больше СНИПовских норм - т.е. геометрию (ровность) замковых соединений проверяли не 3х метровым шаблоном, а 5- 6 метровым все равно не получалось. Первые трубы влетали на ура, надставлялись и варились, вторые после надставки погружались, доходили до стыкового шва примерно - плюс минус 2 метра и клинило их да до такой степени, что металл на замках едва не плавился от нагрузки. Когда начиналось заклинивание возрастали вибрации грунта, приходилось останавливать работу. Стоял вибродинамический мониторинг, все же исторический центр, в окружении площадки строительства три памятника архитектуры. Ладно много расписывать лениво как мы в итоге выкрутились и построили вопрос в том, что расходы в текущих ценах - десятки миллионов рублей. Так что не знаю, в какие д/с для нашего комрада вылилась покупка, но строить это очень и очень дорого. Так на вскидку если бы первый вариант с трубами пошел бы, расходы на трубы порядка 9 млн, погружение 10, бетонные работы около 10... ну в 30 млн первых три контракта. Все остальные проектные варианты скажем так были существенно дороже.